• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница Крикоты В.М.

Мастер-класс «Оптимизация эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством»

Крикота Валентина Михайловна, педагог-психолог

Пулькина Алла Николаевна, воспитатель

 

Цель: обучить педагогов эффективным методам взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста с эмоциональными особенностями.

Ход мастер-класса:

Приветствие. Введение в тему.

Ведущие: Специфика работы нашего дошкольного учреждения такова, что во вторые младшие группы дети попадают в новые для себя условия:  переходят в новое помещение, коллектив сверстников пополняется незнакомыми детьми, знакомятся с новыми педагогами, к детям предъявляются новые требования.

Переход ребёнка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднён дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требуют быстрого и адекватного реагирования. Наблюдения показывают, что в этот период у многих детей страдает эмоциональная сфера (тревожность, агрессивность, импульсивность, замкнутость). Такой  неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребёнка о детском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка, развития умения общаться со сверстниками. Взрослые должны стремиться к установлению тесных  эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Подробнее: Мастер-класс «Оптимизация эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста через...

 

Развитие зрительно-моторных координаций у детей дошкольного возраста через конструирование

Элемент дизайна

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В.А. Сухомлинский

 

Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.

Глаз видит – рука изображает – такое единство, и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Практика показывает, что в шесть-семь лет, когда дети поступают в школу, многие остаются с предельно низким уровнем зрительно-моторной координации. Из-за этого у них плохо развиты графо-моторные навыки и мелкая моторика. Это ярко проявляется, когда ребёнок не в состоянии изобразить букву, провести ровную линию, аккуратно наклеить аппликацию, вырезать из бумаги по контуру. Неудовлетворительная моторика пальцев рук приводит к низким результатам при выполнении самых различных заданий.

Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.

Подробнее: Развитие зрительно-моторных координаций у детей дошкольного возраста через конструирование

Эмоциональный тренинг

Эмоциональный тренинг

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Наши дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Актуальность программы объясняется тем, что выявление проблем в развитии эмоциональной сферы ребенка следует рассматривать, как одно из важных направлений в работе по профилактике нежелательных тенденций в развитии личности ребенка.

Цель данной программы – профилактика нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

Задача программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет и включает в себя 18 занятий.

Подробнее: Эмоциональный тренинг

Как победить детские страхи

Приведите свои воспитательные подходы и принципы в соответствие со своим ребёнком и со здравым смыслом.

Важно учесть особенности именно вашего малыша, его темперамента, условий развития, интересов и склонностей, а не делать всё автоматически, «как в книжке пишут» или «как принято». Необходимы адекватные требования и «способы влияния», обращайтесь к разуму и чувствам ребёнка, не пытаясь «надавить» или запугать, так как это всегда даёт лишь сиюминутный эффект и чревато большими проблемами в перспективе. Чем жёстче вы контролируете (а не учите своим примером) ребёнка либо, напротив, «душите» сына или дочь своей любовью и опекой, - тем трудней  приходится ребёнку, тем меньше шансов у его нервной системы справиться с перегрузками, тем больше у него страхов.

Дайте ребёнку возможность полноценно общаться и проявить свои эмоции.

Главное для полноценного развития ребёнка до 7 лет – игра, а для ребёнка старше – общение и поиск своего места среди людей. И для всего этого нужны в первую очередь именно люди: полноценные и постоянные контакты с ровесниками и взрослыми, новые знакомства и старые друзья. Самая эффективная борьба со страхом – прогулки, спорт, друзья, в особенности, если родители одобряют, поддерживают и разделяют занятия и интересы ребёнка, а не видят в них источник опасности.

Хотите победить страхи – начните с себя, а не с ребёнка.

Дети – наше зеркальное отражение, и львиную долю своих страхов они получают «в наследство» от нас самих. Если мама или папа не уверены в себе, мнительны, тревожны, то почти, скорее всего, и дети будут иметь те же проблемы.

Ещё один фактор снижения страха – отказ от гиперопеки, перестраховки по отношению к детям. Ведь при таком воспитательном подходе ребёнок приобретает не только страхи, перенимаемые от слишком заботливых родных, но и высокую тревожность как черту характера, как особенность личности – а это уже на всю жизнь.

Помните о том, как важна крепкая и здоровая семья.

Для ребёнка очень важно ощущение стабильности, надёжности и предсказуемости семьи и всех её членов. Даже эмоциональная нестабильность или конфликтность родных делают своё дело, взращивая страхи. Малыш начинает понимать, что мир вокруг слишком нестабилен и в любой момент может перевернуться с ног на голову: вчера все вокруг него улыбались – сегодня кричат и смотрят со злостью, вчера жили все вместе – сегодня все родственники разбегаются. Согласитесь, и взрослым так жить нелегко, а уж для ребёнка это и вовсе непосильная нагрузка. Итак, авторитетные, спокойные, любящие родители будут примером уравновешенности для детей, и главными их защитниками. И напротив, если мама и папа – обладатели взрывного темперамента и регулярно вносят смуту в жизнь семьи или, наоборот, самоустраняются от воспитания и контактов с ребёнком, то малышу просто не на кого положиться, и это тоже станет причиной появления страхов.

Если ребёнок боится – его не должны ожидать за это наказания, насмешки и обвинения.

Малыш имеет право и на страхи, и на печали: он не виноват в том, что ещё не умеет самостоятельно с ними справляться. Всё это не забавно и не может являться поводом для семейного юмора. И конечно, испуганный ребёнок не заслуживает наказания. Нельзя также «в воспитательных целях» сравнивать ребёнка с другими детьми, которые якобы «никогда ничего не боятся». Не читайте ребёнку нотации, не запугивайте его – этим вы только усугубите ситуацию.

Как правило, со временем все детские возрастные страхи уйдут сами собой, но легче всего тревоги проходят при поддержке неравнодушных, чутких взрослых, в атмосфере внимания, понимания и поддержки.

О чём не говорит послушный ребёнок?

Слишком покладистый, беспроблемный ребёнок – веская причина обеспокоиться его душевным состоянием. Это может говорить о том, что у малыша есть какие-то не высказанные тревоги, страхи, сомнения, обиды или душевная боль.

Как ни странно, дети позволяют себе «плохое» поведение только с тем, кому целиком и полностью доверяют, не боятся раскрыться, быть осуждённым за свои негативные чувства или поступки. Если вы попали в круг людей, с которыми надо осторожничать, как с чужими, это означает, что малыш научился прятать от вас свои истинные чувства. И здесь очень важно понять, по каким причинам.

Для начала просто задумайтесь, насколько комфортно и легко самому ребёнку жить, что называется, «на чистовик». Очевидно, что даже самый добрый и покладистый человек на свете время от времени переживает негативные эмоции. Но в отличие от «непослушных» детей, он не выплёскивает их наружу, а копит в себе.

Как быть, если ребёнка невозможно растормошить, и он будто бы надел маску идеального послушного чада? Конечно, заставлять его ругаться специально не стоит. Но есть специальные техники, которые помогают детям, привыкшим подавлять в себе все отрицательные эмоции, выпустить их наружу в игровой форме.

В первую очередь это театр. Если ваш ребёнок участвует в театральных постановках, попросите педагога дать ему отрицательную роль. Можно разыграть подобный спектакль дома.

Развесьте в комнате сына или дочери листки гнева, пусть он разрывает их в клочья, когда внутри бурлит обида, а выразить её он не может. Как только ребёнок поймёт, что отрицательные эмоции имеют право на существование, разрешены и, более того, присущи всем людям, он перестанет бояться оценки окружающих по принципу «хороший» или «плохой». Став более гармоничным внутри, он приобретёт уверенность в себе.

Чрезмерно послушных детей во взрослой жизни могут подстерегать определённые проблемы.

Безынициативность. Послушный ребёнок привыкает слушаться, им всегда кто-то управляет, а значит, у него невелики шансы стать лидером. Скорее всего, он столкнётся с тем, что не сможет принять важное решение, сделать выбор, будет бояться расширять свой круг контактов. Как решать эту проблему? Давать возможность ребёнку выбирать там, где от его «неправильного» выбора небо не упадет на землю. Пусть решает, что надеть, во что вам сегодня поиграть, какую сказку почитать.

Внушаемость. Сразу после периода почемучки в 3-4 года у ребёнка наступает пора слова «нет». Он учится высказывать свое мнение, но многие родители ставят в этот момент жесткий запрет на «нет!». В итоге ребёнок растёт, не умея настоять на своём, и становится ведомым, внушаемым.

Заниженная самооценка. Если ребёнок почему-то думает, что он недостаточно хорош, то пытается «правильным» поведением заслужить родительскую любовь. В этом случае нудно как можно скорее разорвать эту порочную связку. Любовь к ребёнку должна быть безусловной.

Ослабленное здоровье. Очень послушные дети, как правило, имеют какие-то хронические заболевания или часто подхватывают инфекции. Так происходит из-за колоссального напряжения организма, который вынужден копить негатив в себе. 

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город