Развитие крупной моторики у детей
Довольно часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики.
А ведь именно она, крупная моторика, является основной базой всех наших полноценных движений, а затем уже мы можем точнее их координировать путем развития мелкой моторики.
Крупная моторика – что это?
Моторика – это способность человека к движению. В основу общей моторики заложены движения крупных мышц. Поэтому крупной моторикой называют общие движения тела. Это бег, ходьба, прыжки.
Развитие крупной моторики у детей позволяет впоследствии сформировать моторную ловкость, выносливость, скорость, помогающие моментально реагировать на меняющиеся ситуации.
Дошкольники и моторика
Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ребенок умел бегать и прыгать наравне со своими сверстниками и не скучал на детской площадке.
Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.
Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления.
Одно из самых распространенных заблуждений педагогов и родителей в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей.
Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, родители пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными.
Посредством активных движений, как на свежем воздухе, так и в помещении ребенок должен ежедневно тренироваться.
Развитие крупной моторики дает почву для:
- Развития самостоятельности.
- Управления своим телом.
- Нормализации вестибулярного аппарата.
- Совершенствования двигательных навыков (пинать мяч, кидать его в корзину, ловить).
- Умения себя обслуживать (бытовые навыки: сходить на горшок, одеться).
- Дает толчок для развития речи.
- Ребенку необходимо в течение дня обязательно выплеснуть его скопившуюся энергию, такие дети менее капризны, лучше и крепче спят.
- Способствует развитию памяти, внимания.
- Укреплению мышечного корсета.
- Развитию координаций движений (прыжки, лазание, бег)
- Повышает самооценку ребенка.
Игры и упражнения для развития крупной моторики:
- Любые подвижные игры, как на улице, так и в помещении (игры в мяч, со скакалкой, обручем).
- Занятия танцами, аэробикой.
- Езда на велосипеде, самокате.
- Попадание в цель различным предметами (мячом, кольцами).
- Лазанье по канату, турникам, по снежным горам, по горам из подушек и одеял.
- Ходьба по досточкам, по кривым дорожкам, полоса препятствий.
Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.
Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста.
Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры с мячом
Игра «Передай мяч»
Цель: Тренировка точности движений, концентрации внимания, быстроты реакции.
Материал: мячи среднего диаметра (1-3 шт.).
Ход игры: Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
Игра «Бесконечное движение»
Цель: Тренировка точности движений, быстроты реакции. Развитие умения распределять внимание.
Материал: мячи маленького диаметра (3-10 шт.).
Ход игры: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга небольшие мячики (2-3). Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Если мяч останавливается в центре, то ведущий его убирает. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
Игра «Мячик кверху»
Цель: Тренировка быстроты реакции, скорости бега. Развитие точности движений и глазомера.
Материал: мяч среднего диаметра.
Ход игры: Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие, в это время, стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.
Игра «Зевака»
Дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.
Игра «Старые лапти»
На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить. Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Осаленный становиться водящим.
Горбунова Светлана Юрьевна, инструктор по физической культуре