• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница Горбуновой С.Ю.

Развитие крупной моторики у детей. Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Развитие крупной моторики у детей

 

Довольно часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики.

А ведь именно она, крупная моторика, является основной базой всех наших полноценных движений, а затем уже мы можем точнее их координировать путем развития мелкой моторики.

Крупная моторика – что это?

Моторика – это способность человека к движению. В основу общей моторики заложены движения крупных мышц. Поэтому крупной моторикой называют общие  движения тела. Это бег, ходьба, прыжки.

Развитие крупной моторики у детей позволяет впоследствии сформировать моторную ловкость, выносливость, скорость, помогающие моментально реагировать на меняющиеся ситуации.

Дошкольники и моторика

 Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ребенок умел бегать и прыгать наравне со своими сверстниками и не скучал на детской площадке.

Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.

Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления.

Одно из самых распространенных заблуждений педагогов и родителей в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей.

Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, родители пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. 

Посредством активных движений, как на свежем воздухе, так и в помещении ребенок должен ежедневно тренироваться.

Развитие крупной моторики дает почву для:

  • Развития самостоятельности.
  • Управления своим телом.
  • Нормализации вестибулярного аппарата.
  • Совершенствования двигательных навыков (пинать мяч, кидать его в корзину, ловить).
  • Умения себя обслуживать (бытовые навыки: сходить на горшок, одеться).
  • Дает толчок для развития речи.
  • Ребенку необходимо в течение дня обязательно выплеснуть его скопившуюся энергию, такие дети менее капризны, лучше и крепче спят.
  • Способствует развитию памяти, внимания.
  • Укреплению мышечного корсета.
  • Развитию координаций движений (прыжки, лазание, бег)
  • Повышает самооценку ребенка.

Игры и упражнения для развития крупной моторики:

  • Любые подвижные игры, как на улице, так и в помещении (игры в мяч, со скакалкой, обручем).
  • Занятия танцами, аэробикой.
  • Езда на велосипеде, самокате.
  • Попадание в цель различным предметами (мячом, кольцами).
  • Лазанье по канату, турникам, по снежным горам, по горам из подушек и одеял.
  • Ходьба по досточкам, по кривым дорожкам, полоса препятствий.

Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста.

Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры с мячом

Игра «Передай мяч»

Цель: Тренировка точности движений, концентрации внимания, быстроты реакции.

Материал: мячи среднего диаметра (1-3 шт.).

Ход игры: Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Игра «Бесконечное движение»

Цель: Тренировка точности движений, быстроты реакции. Развитие умения распределять внимание.

Материал: мячи маленького диаметра (3-10 шт.).

Ход игры: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга небольшие мячики (2-3). Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Если мяч останавливается в центре, то ведущий его убирает. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игра «Мячик кверху»

Цель: Тренировка быстроты реакции, скорости бега. Развитие точности движений и глазомера.

Материал: мяч среднего диаметра.

Ход игры: Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие, в это время, стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.

Игра «Зевака»

Дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.

Игра «Старые лапти»

На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить. Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Осаленный становиться водящим.

Горбунова Светлана Юрьевна, инструктор по физической культуре

 

Двигательная культура в семье

Для ребенка естественно считать, что он и его родители - одно целое. Ощущение дружной семьи возникает в том случае, если каждый ее член окружен вниманием и заботой, каждый находит в ней радость и утешение, все стремятся, как можно чаще быть вместе. Дружная семья позволяет ребенку почувствовать, что родные люди являются для него надежной опорой; дает ощущение домашнего тепла, сердечной доброты.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае т.н. «сидячим» играм (мозаика, лото и т.д.) При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.

Подробнее: Двигательная культура в семье

Играть, нельзя гулять: чем занять дошкольника в условиях самоизоляции

Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Идей масса, но так как у нас в фокусе дошкольники, то для них по возрасту положено – играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки, занимашки, любые онлайн-приложения.

Для дошкольника движение – это принципиально значимое время препровождение, поэтому простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается крупно моторными движениями.

Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в твистор, вы можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек…

 

Гимнастика в форме аэробики

«Зверобика».

1. Вводная часть. Марш, легкий бег.

2. Живёт на свете очень много (Дети, стоя, поднимают руки через стороны вверх

Мартышек, кошек, птиц и змей

Но человек, ты друг природы (и опускают - 4 раза.)

И должен знать повадки всех зверей (Руки на поясе, наклоняют голову вправо и влево. Стоя на четвереньках, поворачивают согнутые ноги вправо и влево).

Припев:

Раз, два, три, ну-ка повтори!

Раз, два, три, ну-ка повтори!

Три, четыре, пять - повтори опять!

Очень хорошо!

Уселась кошка на окошко

И стала хвостиком крутить.

А мы движение такое

Все вместе сможем повторить!

(Показывают «ушки», наклоняясь вперёд - 3 раза. Руки на поясе, наклоны головы вправо и влево).

Припев:

Раз, два, три, ну-ка повтори!

Ну-ка, повтори!

Очень хорошо!

Дети выполняют 3 хлопка и образные движения животных (кошка, змея, цапля, мартышка).

Три хлопка.

 

3. Змея ползёт лесной тропою, (руки на поясе, наклоны головы).

Как лента по земле скользит.

А мы движение такое

Рукою сможем, сможем повторить!

Соединив ладони вверху, приседают извиваясь (3 раза).

Припев:

Раз, два, три,

Ну- ка, повтори!

Очень хорошо!

Лёжа на животе, извиваются на полу, вытянув прямые руки и сомкнув обе ноги.

Три хлопка.

 

4. Мишка ходит косолапый,

Сильно расставляя лапы (изображаем, как, переваливаясь, ходит мишка),

Белка прыгает по лесу – Рыжехвостая принцесса (подпрыгиваем).

 Очень плавно и без страха

 Ходит в поле черепаха (становимся на четвереньки и медленно передвигаемся).

Лошадь бегает рысцой и прокатит нас с тобою (бегаем, перебирая ногами, как лошадь).

Ну, а цапля, чудо-птица,

Длинноногая девица,

Простояла, словно свечка,

На одной ноге весь вечер! (Все поджимают одну ногу и стоят так, кто сколько выдержит).

Ведущий считает: один, два, три и т.д., дожидаясь проигравших. (Кто дольше всех продержался, стоя на одной ножке, тот и выиграл).

5.Маленькую мышку

Крошкою зовут (сели на корточки и пищим, как мышки).

Маленькая мышка прячется вот тут (показываем на себя пальчиком).

Мышка выбегает ночью погулять (бегаем в разные стороны),

Начинает шумно прыгать, хохотать (бегаем, прыгаем, смеемся).

Но, как только кошка «Мяу» скажет вдруг (все замирают на месте),

Мышка замирает – тихо все вокруг…

Представьте, наша Крошка Боится Машки-кошки! (Все разбегаются в разные стороны, а ведущий исполняет роль кошки и, мяукая, догоняет «мышек»)

Физкультура вместе с мамой

Чем лучше мы научим детей радоваться движению, тем лучше подготовим их к самостоятельной жизни. Ученые считают: Движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движения развивают ребенка физически, умственно, эстетически и нравственно.

Как заинтересовать ребенка. Личный пример родителей – лучший способ привить ребенку любовь к физкультуре. Очень важен эмоциональный фон занятий. Если похвалила мама, значит все получилось здорово. Больше улыбайтесь и шутите. Включите хорошую музыку, она создает настроение и задает ритм.

Упражнения дома:

1. Взять малыша за ручки и делать простые приседания. А затем представьте себя танцорами, приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это улучшает координацию движений и осанку.

2. Встать напротив малыша и катать обруч друг другу. Это упражнение доставляет большую радость ребенку и разрабатывает плечевой пояс.

3. Сесть напротив малыша, широко расставив ноги, и катать мяч. Потом перейти к более сложному – катанию двух мячей, чтобы мячи не сталкивались. Это упражнение на растяжку.

4. Мама становится на коврик рядом с ребенком. Она показывает имитационные движения, малыш повторяет их вслед за ней. Необходимо обращать внимание ребенка на то, что спину надо держать прямо, подбородок чуть приподнять, смотреть вперед.

5. «Мишка» - ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко расставлены.

6. «Гусь» - ходьба на пятках, руки в стороны-вниз.

7. «Лисичка» - плавная, мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню.

8. «Шагаем по дорожке» - ходьба вслед за мамой по толстому шнуру, ставя ногу серединой стоп на шнур.

Очень интересный способ приучить ребенка делать зарядку — придумывать сказки. Главное при этом всячески подбадривать и хвалить его за малейшие успехи.

Упражнений не должно быть слишком много. Помним, главное в утренней гимнастике получить заряд бодрости и отличного настроения на предстоящий день.

Для начала пошагайте на месте. Поднимаем руки вверх — делаем глубокий вдох, опускаем руки — выдох. Повторим 10 раз.

Разминаем шею, качаем головой из стороны в сторону, как часы “тик-так”, “тик-так”, а потом вперед -назад. Тоже 10 раз.

Переходим к наклонам туловища. Руки на поясе. Покачаемся из стороны в сторону, затем вперед - назад, как Ванька-встанька. Повторим по 10 раз.

Превращаемся в мельницу и машем руками, поочередно касаясь носков то левой, то правой ноги. Повторим 10 раз.

Покрутим бедрами, сделаем “восьмерку”. По 5 раз.

Разминаем ноги, начинаем приседать. Повторим 5-6 раз.

Теперь поднимаемся на носочки и тянемся руками до потолка. Выше, еще выше! Молодцы!

Теперь встряхнемся всем телом, как мокрая собака и можно бежать в ванную умываться. Зарядка окончена.

И еще немаловажный момент, занятия утренней гимнастикой должны занимать минут 10-15, не больше. Как видите, заниматься зарядкой вместе с детьми совсем не сложно, а очень даже весело и интересно. Главное, что проведенное вместе время поможет развить гибкость и выносливость вас и ваших детей, а также укрепит здоровье.

А у вас, получается, делать зарядку вместе с детьми?

Играйте, экспериментируйте!

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город