• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница Пулькиной А.Н.

Информационные технологии в математическом развитии старших дошкольников

Информационные технологии в математическом развитии старших дошкольников

Культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Современная система образования - одна из наиболее бурно развивающихся, поскольку «информационное общество» требует по-новому образованных людей. Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий, нетрадиционных форм организации образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении. В том числе эффективно и использование компьютерных логических средств.

Дошкольное воспитание - первое звено непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Следовательно, всестороннее развитие личности ребёнка, его психологическая готовность к жизни в новом информационном обществе невозможно без компьютерной грамотности маленького гражданина, поступающего в школу, где полным ходом развивается использование компьютеров в образовании детей. И это не ново, это уже давно стало повсеместным явлением. Высшие учебные заведения России, большинство общеобразовательных школ, некоторые дошкольные образовательные учреждения оснащены компьютерной техникой. Быстро происходит смена поколений персональных компьютеров, их характеристики и возможности используемого программного обеспечения постоянно улучшаются. Отечественные педагоги: Ю.M. Горвиц, Е.В. Зворыгина, Л.A. Леонова и другие исследователи неоднократно указывали на то, что необходимо использовать новые информационные технологии в дошкольном образовании.

Рассмотрим: какие математические знания и умения формируются у детей старшего дошкольного возраста? Знания о числах и цифрах первого десятка, умение считать, формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счёте, части и целом. Они понимают, что число предметов не зависит от величины, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счёта (слева - направо или справа - налево). Эти представления помогают ребёнку лучше ориентироваться в окружающей жизни, точнее выделять и оценивать особенности предметов и явлений, воспринимаемых им. Восприятие станов­ится более целенаправленным, чем у детей пятого года жизни. Развивается способность к произвольному запоминанию. Ребёнок лучше усваивает значение изучаемого математического материала для практической деятельности. В старшей группе продолжается работа над множествами: дети выделяют их части по тем или другим признакам, сравнивают между собой выделенные части множества, устанавливают соответствие между элементами в этих частях, определяют, какая из частей больше (меньше). Постепенно в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и счёте, отношениях между числами. Дети 5-6 лет должны понимать, что все числа составляются из единиц, количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множества (совокупности). Понимание состава числа — очень важный момент подготовки детей к вычислительной деятельности. А также ознакомление дошкольников старшего возраста с порядковым значением числа является важной ступенькой формирования количественных представлений. Таким образом, значение развития математических представлений детей значимо для поступления детей на новый этап образования - переход в школу, а использование компьютерных игр в этом направлении поможет педагогу заинтересовать детей и улучшить усвоений этих знаний.

Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность - игровая. Компьютер же воспринимается ребёнком, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Ни в коем случае нельзя заменять обычные игры компьютерными, правильно будет использовать их в сочетании с традици­онными играми и образовательной деятельностью, дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно или невозможно. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает подготовленность детей. Компьютерным играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами – заместителями. Поэтапное формирование разных видов традиционных игр создаёт базу для приобщения детей к компьютерным играм. Наилучшим возрастом для овладения компьютерной грамотностью является старший дошкольный возраст.

Ребёнок 5-6 лет овладевает более сложными видами деятельности, где требуется произвольная регуляция, умение соотносить реальные действия, умение оценивать действия и результаты с действиями, происходящими на экране. Старшие до­школьники могут принимать и понимать то, что выполняют то или иное действие не с конкретной точки зрения, а с общей. Таким образом, старший дошкольник легко может управлять действием компьютерной игры. Не стоит забывать о том, что в столь интересной нетрадиционной форме работы с детьми по формированию математических представлений следует использовать различные формы и методы работы. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания игрового задания.    

Основным методом развития математических представлений посредством компьютера является комплексный метод развития игры (Е. В. Зворыгина).

Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач всё усложняющимися способами и включает четыре взаимосвязанных компонента:

  1. Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагоги и родители.
  2. Обучающая игра на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.
  4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей в игровом зале, а также в условиях детского сада и семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжетно - ролевых, дидактических и т.д.; в разных видах деятельности детей — в общении ребёнка со взрослыми и сверстниками, продуктивной деятельности и т.д.

Ведущим методом ознакомления с компьютерными играми является метод показа и объяснения. Возможно и использование художественного слова, игровые приёмы. Все вышеперечисленные условия развития математических представлений, посредством информационных технологий, эффективны не сами по себе, а во взаимосвязи. Их создание вполне по силам любому педагогу. Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную активность.

Таким образом, можно сказать, что информационные технологии и освоений компьютерной грамотности детьми старшего дошкольного возраста в сочетании с традиционными методами работы - оптимальное средство развития математических представлений у старших дошкольников.

 

Пулькина Алла Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории

 

Познакомимся с числом 5

Познакомимся с числом 5

ПОУ "Математика Кюизенера"
Задачи: знакомство с жёлтой палочкой, числом и цифрой 5. Состав числа 5.

Занятие по оптимизации эмоционального состояния и развитию речи

Занятие по оптимизации эмоционального состояния и развитию речи

В рамках подготовки к городскому семинару, педагогом - психологом Крикотой В.М. и воспитателем Пулькиной А.Н. во 2-й младшей группе "Пчелки" было проведено занятие по оптимизации эмоционального состояния и развитию речи через знакомство с устным народным творчеством.

Играем и учимся

Играем и учимся

Юные логики познакомились с правилами кодирования геометрических фигур (блоки Дьенеша) Закрепили навыки художественного конструирования с палочками Кюизенера.

Математика Кюизенера

ПОУ

ПОУ "Математика Кюизенера" - упражняем детей в установлении отношений эквивалентности: цвет - это число, число - цвет. Развиваем умение конструировать геометрические фигуры из палочек.

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город