• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Мастер-класс «Оптимизация эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством»

Крикота Валентина Михайловна, педагог-психолог

Пулькина Алла Николаевна, воспитатель

 

Цель: обучить педагогов эффективным методам взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста с эмоциональными особенностями.

Ход мастер-класса:

Приветствие. Введение в тему.

Ведущие: Специфика работы нашего дошкольного учреждения такова, что во вторые младшие группы дети попадают в новые для себя условия:  переходят в новое помещение, коллектив сверстников пополняется незнакомыми детьми, знакомятся с новыми педагогами, к детям предъявляются новые требования.

Переход ребёнка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднён дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требуют быстрого и адекватного реагирования. Наблюдения показывают, что в этот период у многих детей страдает эмоциональная сфера (тревожность, агрессивность, импульсивность, замкнутость). Такой  неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребёнка о детском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка, развития умения общаться со сверстниками. Взрослые должны стремиться к установлению тесных  эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, мы решили, что самое лучшее, что может предпринять воспитатель, это позабавить ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Устный фольклор постоянно сопровождает ребенка. Это сказки, загадки, былины, потешки, считалки, весь период – это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Использование различных фольклорных форм в детском саду – важная часть жизни ребенка. Так, например, фольклорный праздник - радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

Использование   русского фольклора следует рассматривать не как форму обучения, а

как яркое общение с малышом. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами,  поют,  пляшут, играют и т.п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселия, а иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклора. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением. Используя фольклор в течении дня, в разные режимные моменты, мы заметили, что дети приходят в сад с эмоционально-положительным настроением, уходят их тревожность, они с удовольствием заходят в группу, в течении всего дня находятся в спокойном состоянии. Дети стали доброжелательными, они с большим удовольствием общаются с окружающими взрослыми и детьми.

 И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Также сказка становится средством эмоционального погружения ребёнка в новую область знания, у ребёнка расширяются представления об окружающем мире, развивается фантазия и воображение.

В основе предлагаемого вам занятия с детьми лежит русская народная сказка. Сказки понятны и любимы детьми. Сказки отличаются лаконичностью изложения.

С первых слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно. В этом возрасте дети знают многие народные сказки, знают диалоги героев сказок, являются активными слушателями. Поэтому мы решили оптимизировать эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством.

Каждый ребенок любит слушать сказки, а еще больше ему нравится участвовать в  драматизации, применять образ любимого героя на себя. А если разнообразить знакомую сказку элементами фольклора, такими, как потешки, сказки, народные игры, то обычная сказка предстанет настоящим фольклорным праздником. Эмоции  играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитывают на лице, в позе, жестах, во всём поведении.

Ведущие предлагают участникам мастер-класса назвать известные детям младшего  дошкольного возраста русские народные сказки.

Практическое задание.

Ведущий: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.

Участникам предлагается разыграть одну из любимых детьми сказок «Колобок». Группа делится на 4 подгруппы (количество героев сказки). Участники подгрупп совместно выбирают известную народную игру (потешку, стихотворение, песенку) для каждого героя сказки. . Для этого мы разработали картотеку потешек, прибауток, пестушек, народных игр, которыми можно пользоваться в течении всего дня, на каждый режимный момент, на любой случай.

Затем идёт разыгрывание классического сюжета сказки «Колобок», но каждый сказочный герой играет с участниками в народную игру, которую выбрала каждая подгруппа для своего героя.

Ведущий: Жили-были бабушка и дедушка. Скучно было им жить вдвоем. Решили они испечь Колобка, который скрасил бы их одинокую старость. Получился Колобок румян да пригож, на солнышко похож.

Коммуникативная игра: «Ладушки».

Ведущий: Поставила баба Колобка на окошко студиться, а Колобок спрыгнул с окошка и покатился в лес.

Игра «По ровненькой дорожке».

Ведущий: Катится Колобок, катится, а навстречу ему Заяц.

Народная игра с зайцем (по выбору участников).

Ведущий: Катится Колобок, катится, а навстречу ему Волк.

Народная игра с Волком (по выбору участников).

Ведущий: Катится Колобок, катится, а навстречу ему Медведь

Народная игра с Медведем (по выбору участников).

Ведущий: Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса

Народная игра с Лисой (по выбору участников).

Ведущий: Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Шутки не шути с лисой, а бегом беги домой! Прибежал наш колобок домой. С тех пор слушается бабушку и дедушку и не убегает. Обрадовались звери, что всё хорошо закончилось и пустились в пляс.

Народная игра «Сели звери на плетень».

Подведение итогов

Фольклор, имеет ярко  выраженную эстетическую направленность. Многое в нём создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своём будущем. С незапамятных времён  живут в народном быту колыбельные песни, детские ”пестушки”, ”потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные  эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что  хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город