• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультации педагога-психолога

Детская тревожность

Мы часто внушаем детям: «бояться стыдно». Придуманные монстры в шкафу, тёмная комната общение со сверстниками – ну что за поводы для страха! А так ли уж противоестественно для ребёнка испытывать тревогу и страх?
В каждом возрастном периоде есть свои «факторы страха». Для младенца естественно бояться громких звуков, смены обстановки, незнакомых людей. К 3-м годам страх могут вызвать общение со сверстниками, врачи, пугающие сновидения, гроза, темнота. К 7 годам – мифические существа вроде привидений, одиночество, потеря родителей. Подростки больше всего опасаются быть отверженными сверстниками, попасть в «позорную» ситуацию, стать изгоем. В подобных страхах, если они единичные и контролируемые, ничего нездорового нет. В норме со временем ребёнок их «перерастёт». Другое дело – множественные страхи, вызывающие у ребёнка постоянное чувство тревоги, боязнь окружающего мира. То и дело срабатывающий сигнал «опасность!» мешает полноценно жить, познавать мир, устанавливать контакты.

Причины повышенной тревожности ребёнка, как правило, следует искать во внутрисемейных отношениях. Тревожные дети чаще всего встречаются в семьях, где наблюдаются:
• Повышенная эмоциональность родителей. Если мама склонна к панике и драматизации, то ребёнок будет невольно копировать её реакции.
• Конфликты в семье. Скандалы, ссоры, вечно раздражённые родители… В такой обстановке невозможно чувствовать себя спокойно.
• Завышенные требования, постоянная критика, сравнивание с другими детьми. Ребёнок всё время боится не оправдать ожиданий и быть отвергнутым.
• Гиперопека. Если ребёнку постоянно дают понять, что мир полон опасностей и он перед ними беспомощен, он начинает верить, что это так.

Высокая тревожность – всегда следствие недостатка защищённости и безопасности. Того «надёжного тыла», который в норме должен обеспечивать ему самые близкие люди. Потому родителям тревожного ребёнка стоит обратить внимание на собственную линию поведения.
Самая распространённая ошибка родителей – высмеивать, стыдить, ругать ребёнка за «трусость». В такие моменты он ощущает беззащитность, растерянность, собственную ущербность… Всё что угодно – только не прилив смелости. И уж совсем крайность – нарочно оставлять ребёнка один на один с тем, что его пугает (запирать в тёмной комнате, выталкивать на сцену). Подобная тактика чаще оборачивается закреплением страхов, чем победой над ними. Нужно помнить, что даже если «страшилки» выдуманные, эмоции ребёнка вполне реальные.

Тактика борьбы с детскими страхами:
• Следите, чтобы у ребёнка не было страшных и пугающих игрушек: они провоцируют тревожность.
• Показать, что вы принимаете эмоции малыша. Да, вы понимаете, что тёмная кладовка выглядит пугающе, а выступать перед публикой очень волнительно.
• Разбирать пугающие ситуации. Выяснять причину страхов и искать пути их преодоления. С самыми маленькими – в ролевых играх, сказках.
• Повышать самооценку ребёнка. Почаще хвалите его за успехи, поменьше критикуйте.
• Верить в своего ребёнка, поощрять самостоятельность.
• Избегать сравнений (фразу «другие дети такой ерунды не боятся» ребёнок воспринимает как «ты хуже других»).

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

 

 

Гиперактивный ребенок

Таких детей невозможно не заметить. Они всё время куда-то бегут, что-то требуют, с пронзительным криком падают на пол супермаркета. Невоспитанные эгоисты? Нет, это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Родителям гиперактивных детей сложно – не расслабишься ни на секунду. Поведение собственного ребёнка утомляет, злит, расстраивает. Чем старше становится ребёнок, тем ощутимее последствия СДВГ. В школьном возрасте СДВГ проявляется отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой успеваемостью, склонностью к депрессии. В основе этого синдрома лежит дефицит определённых химических веществ – дофамина и норадреналина в некоторых областях головного мозга.
Если поведение вашего малыша отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течение длительного периода, как минимум шести месяцев, то, скорее всего, можно говорить о наличии диагноза СДВГ.
Однако самостоятельно вешать на ребёнка ярлык «гиперактивный» нельзя. Нужно обратиться к невропатологу, чтобы исключить другие заболевания.

Симптомы

Во-первых, это системная невнимательность малыша. Такие дети, как правило, не могут ни на чём сосредоточиться, весьма забывчивы, испытывают сложность при выполнении многоступенчатых заданий.
Вторым симптомом является заметная невооружённым глазом гиперактивность. Непоседы излишне суетливы и совершенно не умеют спокойно ждать, сидеть, лежать.
Кроме того, эти дети избыточно общительны – невозможно прекратить их поток сознания со скоростью 100 слов в минуту. При этом качественным это общение не назовёшь. Они пропускают мимо ушей ответы своих собеседников. Их невозможно надолго занять никаким спокойным делом – это всё рано, что пытаться остановить заведённую механическую игрушку.
Ещё один говорящий симптом – импульсивность: выкрикивает с места ответ до того, как собеседник закончил вопрос, перебивают, не могут дождаться своей очереди выступить.
Часто родители очень болезненно и негативно воспринимают постановку врачом диагноза СДВГ. Однако осознать, что капризы вашего ребёнка – это отнюдь не проявление его «сильного и активного» характера, а симптомы заболевания, которое можно и нужно корректировать, всё же необходимо.

Что делать родителям?
Помимо лекарственной терапии, которую в каждом конкретном случае назначит врач, родителям необходимо придерживаться некоторых правил, которые облегчат ребёнку адаптацию в семье и коллективе.

1. Следует ограничить количество сладкой пищи, особенно той, которая содержит красители, консерванты и прочие пищевые добавки, т.к. химические вещества из этого списка негативно влияют на нервную систему малышей. Лучше добавьте в рацион продукты, богатые магнием.
2. Подберите ребёнку дополнительные занятия, где бы он мог «выпустить пар», - например, спортивные секции. Очень хорошо успокаивает нервную систему плавание.
3. Составьте для ребёнка простые и понятные правила поведения и распорядок дня. Жизнь по расписанию не только упорядочивает дела, но и успокаивает нервную систему.
4. Ограничьте отвлекающие и возбуждающие психику факторы. Не позволяйте длительную игру за компьютером, не давайте перед сном смотреть боевики, страшилки.
5. Внесите в вашу жизнь спокойные игры, прослушивание приятной музыки, тёплые ванны.
6. Переводите критические замечания в другую, более позитивную форму. Вместо замечания: «Не бросай одежду на пол!» лучше сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду с пола. Сделаем это вместе».
7. Больше общайтесь с ребёнком, объясняйте ему спокойно, что вас расстроило и как эту ситуацию можно исправить.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна
 

 

 

 

 

 

Баловать вниманием

Уставшие родители говорят ребёнку: «Не могу заниматься только тобой, у меня есть другие дела!», «Мне не пойти на работу и весь день посвятить тебе?!». Хотя далеко не всегда ребёнку требуется 24 часа в сутки родительского времени. Кроме того, количество времени и формат внимания сильно меняются в зависимости от возраста ребёнка. Когда малыш появляется на свет, ему важно всё время быть с мамой (чуть позже – с папой и другими значимыми взрослыми). Но представьте себе четырнадцатилетнего подростка: вряд ли он будет счастлив, если мама решит проводить с ним вместе круглые сутки.

По мере того, как подрастают ваши сын или дочь, родительского времени будет необходимо им всё меньше, но всё больше они будут нуждаться в родительском внимании. Психологи давно определили, что для ощущения собственной ценности, для понимания того, что его любят, ребёнку от родителя достаточно 15 минут внимания в день. Однако не спешите с облегчением выдыхать, думая, что вы-то со своим ребёнком проводите два, а то и пять часов ежедневно! К сожалению, вы можете весь день быть рядом, но не давать ему достаточно любви и ощущения ценности, ведь речь идёт исключительно о таком понятии, как включённое внимание.

Что такое включённое внимание? Это когда вы полностью и целиком – с ребёнком.

Вы не занимаетесь параллельно никакими делами (не готовите, не гладите, не перебираете бельё, не считаете деньги, оставшиеся до зарплаты, не смотрите одним глазом телевизор и т.п.).
У вас в руках нет гаджетов (вы не говорите по телефону, не сидите в соцсетях, не просматриваете картинки на планшете и даже не фотографируете самого ребёнка).
Вы не думаете о других вещах (не планируете, что приготовить на ужин, не вспоминаете когда у родственника день рождения, не мечтаете о горячей ванне).
Только в том случае, если вы погружены в дела ребёнка на все 100% (вы можете делать что-то вместе, слушать его, разговаривать, просто сидеть, обнявшись), он получает достаточно внимания даже за 15 минут в день. Кстати, есть очень простая проверка этой достаточности: если ребёнок всё требует и требует вашего внимания, капризничает и скандалит, значит, до этого вы не были включены.
Это не значит, что как только ребёнок прибегает к вам в то время, когда вы заняты своими делами, нужно всё бросить. Достаточно объяснить, чем вы заняты, и договориться, когда сможете пообщаться с ним. Чем старше ребёнок, тем больше он готов ждать, но тем важнее ему умение родителей уделять качественное, включённое внимание.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Если ребенок расстроен

Можно ли воспитать позитивный взгляд на мир? Или оптимизм – врождённое качество? Мы не знаем наверняка, что важнее: наследственность или среда, в которой растёт ребёнок. Но известно, что пессимизм (тоскливое настроение, утрата интереса к любимым занятиям, заниженная самооценка и мрачный взгляд на будущее) чаще встречается у детей, чьи родители страдают от депрессии. Малыши как губка впитывают всё вокруг. Они перенимают наши действия, эмоции и даже отношение к миру. Помимо установок, которые мы сознательно стремимся передать детям, есть ещё и родительское поведение, которое мы сами не всегда осознаём. Поступки часто значат больше, чем слова: своим выбором в разных ситуациях мы предлагаем детям образцы отношения к миру. Следует помнить, что даже самые маленькие дети всегда улавливают то, что мы на самом деле чувствуем. Малыш делает первые шаги, он пытается всё потрогать. Если мать в этот момент напряжена, ждёт, что случится нечто плохое, у ребёнка возникает ощущение, будто мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он чувствует себя защищённым.

Находить время для того, чтобы выслушать детей, поговорить об их чувствах и эмоциях – значит помочь им справиться со страхами, тревогами и сомнениями. Очень важно принимать ребёнка непосредственно и искренне, пытаться понимать его и говорить с ним честно. Только в этом случае дети чувствуют родительскую поддержку. Взрослым всегда нужно быть готовыми обсудить то, что беспокоит или огорчает ребёнка, но нельзя навязывать, настаивать на откровенном разговоре – необходимо чувство меры и такта. Важно не количество разговоров «по душам», не их регулярность, а совсем другое: ребёнок должен быть уверен – родители выслушают его и поддержат, если он будет в этом нуждаться.

Найдите позитивную фразу и повторяйте её в сложной ситуации: «Выход можно найти всегда» или «У каждой проблемы есть решение». Это тоже часть воспитания оптимизма: ребёнок сможет «впитать» фразу, сделать её своей и вспоминать в трудные моменты. Рассуждения о множестве прекрасных вещей, окружающих нас, оказывают гораздо меньше влияния на бессознательное ребёнка, чем его собственный опыт: сходить всей семьёй в лес, понаблюдать за облаками… Побуждать его помогать другим – ещё один способ дать ему испытать положительные эмоции и ощутить себя нужным.

Заранее зная, что произойдёт (семейный ужин), ребёнок может с тревожных переживаний переключиться на ожидание приятного события. Когда есть цель, за которую можно ухватиться, тогда позитивный взгляд на жизнь преобладает. Поэтому так полезно обсуждать с детьми их мечты, планы и на отдалённое будущее, и на ближайшее время. При этом не стоит слишком на них давить – речь не о том, чтобы составить список личных достижений на несколько лет вперёд.

Научите ребёнка сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Ребёнку, как и каждому из нас, нужно опираться на собственные прошлые успехи и опыт решения проблем. Дело родителей – регулярно напоминать, что у него такой опыт есть. Оберегая детей от переживаний и грустных мыслей, многие стараются избавить их от любых столкновений с реальностью: немедленно утешают, удовлетворяют все желания или делают что-то за них. Этим взрослые оказывают плохую услугу. Оптимизм – это жизненная сила, которой неудачи помогают развиваться в той же мере, что и успехи. Поэтому не нужно лишать ребёнка опыта фрустрации, когда он, не достигнув цели, испытывает сильные эмоции. Он должен почувствовать усилие имеет особую ценность – при условии, что родители умеют прислушиваться к его проблемам и тревогам.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Ребёнку 2-3 года. На что обратить внимание?

Ножки
Стремление 2-х летнего малыша ходить на цыпочках, на пальчиках – ходить, не прикасаясь к полу пяткой, может иметь несколько причин.
1. Желание «поймать» новое ощущение в мышцах. Оно быстро проходит, так как ходить на цыпочках нормальным ногам трудно
2. Подражание другому ребёнку. Быстро сменится подражанием какой-нибудь другой походке – шаркающей, например.
3. Неудобные колготки, брюки, обувь. Исчезнет вместе с неудобной одеждой.
4. Хорошее настроение. Попытка подпрыгивать или приплясывать.
5. Игра (надо идти тихо, подкрадываясь).
6. Повышенный мышечный тонус ножек. Привычное общее психологическое напряжение. В этом случае ребёнок сам не замечает, что поднимается на пальцы, ходьба на носочках носит навязчивый характер, и продолжительность её превышает несколько месяцев. Помогут консультация невролога и профессиональный массаж.
Если ребёнок не очень уверенно держится на ножках, его внимание поглощено общей координацией и удержанием перпендикуляра относительно пола.  Речь  взрослого, обращённая к ребёнку, может в сферу его внимания просто не уместиться. В данном случае не требуется воспитание или перевоспитание, требуется лечение.

Дыхание
Если дыхание вашего ребёнка осложнено постоянной заложенностью носа. Наиболее часто встречающиеся причины:
1. Аденоиды. Лечение первой и второй стадий аденоидов обычно происходит терапевтическим способом, без операций. Лечение третьей и четвёртой стадий предполагает операцию – то есть либо боль, либо наркоз. Поэтому лучше перестраховаться и проверить, нет ли у вашего ребёнка этого диагноза, чтобы не доводить до четвёртой стадии, когда вам и доктора скажут «Где вы раньше были?»
2. Аллергический отёк. Излечение аллергии, видимо, пока не достижимо, но какие-то меры для стабилизации состояния принять можно.
Осложнённое дыхание – значит, недостаточное снабжение мозга кислородом, то есть снижение скорости некоторых мозговых процессов. Мы знаем, что мозг дошкольника ещё только развивается и приобретает некоторые «свои» привычки к обработке информации. А если ему «нечем дышать», он и работает вполсилы, и развивается вполсилы.

Имя
Это как раз то, на что обычно не обращают внимания родители.
До двух лет ребёнок должен освоить своё имя. Если очень часто обращаться к малышу не по имени – «зайка», «малыш», «золотце», «сладкий мой» и т. д., он может запутаться.
Обращайтесь к ребёнку по имени, пока не поймёте, что он точно усвоил его, потом можно подключить один вариант имени (например, к имени Ваня можно добавить полное имя Иван или его уменьшительную форму Ванечка/Ванюша) и слово, обозначающее его социальную роль, - «сынок». Причём лучше, чтобы употребляли это слово только родители до тех пор, пока ребёнок не поймёт, что он сын для мамы и папы, а для остальных – внук, брат, племянник, друг и так далее.
Когда ребёнок точно усвоит своё имя, можете разнообразить обращение к нему, как пожелаете.

Соска, бутылочка
Двухлетнему ребёнку уже нежелательно «увлекаться» сосками, время сосания – младенчество – уже прошло, по законам физиологии развития опять-таки всё хорошо в своё время. Сосательный рефлекс «отбрасывает» ребёнка на раннюю стадию его развития, заставляет организм «вспоминать» младенческие привычки, а ребёнку надо развиваться дальше!
Кроме этого, в некоторых случаях привычка сосать соску может нарушить нормальное развитие зубов, прикуса, следовательно – артикуляции, то есть произношения звуков.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город