• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультации педагога-психолога

Если ребенок в стрессе

Проблема, стресс, депрессия – эти «взрослые» явления далеко не чужды современным детям. Как понять, что ребёнок в стрессе, и чем ему помочь?

В чём причина?

Дети испытывают сильнейший диссонанс из-за расставания с близким человеком или смены обстановки. Самые сильные факторы стресса у малышей до 3-х лет – это выход мамы на работу, начало посещения детского сада. В 4-5 лет ребёнок может впасть в депрессию из-за переезда на новую квартиру (и как следствие – расставание со старыми друзьями по детской площадке), рождения братика или сестрички. Дети младшего школьного возраста испытывают стресс из-за проблем с учителем, одноклассниками и успеваемостью. У подростков добавляются переживания и комплексы из-за собственной внешности, неразделённой любви и т.п.

И всё же самой частой причиной стресса у ребёнка любого возраста являются отношения в семье. Ссоры, скандалы, упрёки, оскорбления – даже если они не касаются непосредственно ребёнка, он впитывает весь негатив, как губка, хоть и не подаёт вида.

Родитель приходит домой уставший и раздражённый. Так легко сорвать гнев на маленьком человечке, который попал под руку со своей куклой или машинкой. Или бросить раздражённое: «Не до тебя сейчас, отстань!» А потом родитель удивляется, почему его послушной дочке делают замечания воспитатели или его умный сын принёс третью двойку подряд.

Мы стараемся дать своим детям всё самое лучшее – еду, одежду, игрушки, гаджеты. И забываем, что на самом деле они нуждаются в нашем внимании и ласке больше, чем в подарках. Ведь новый телефон не снимет стресс, а мамины объятия – могут.

Не пропустить симптомы

Первый и главный признак того, что ребёнок испытывает стресс, это изменение его поведения. Ребёнка как подменили! Общительный и дружелюбный малыш вдруг отказывается идти гулять, играть со сверстниками. Аккуратная девочка начинает крушить всё подряд, ломать и раскидывать свои игрушки. Любознательный и добрый мальчик плачет и капризничает по поводу и без.

Главное – убедиться, что это не возрастной кризис и не сложившийся характер. Например, если ваш сын всегда был задирой, а со временем стал еще и агрессивен – это его характер. Но если ребёнок был послушным и вдруг стал швыряться книжками, то это может быть симптомом сильнейшего стресса.

Вести себя правильно

Любовь – универсальное лекарство для любых стрессов у детей любого возраста. Старайтесь уделять ребёнку больше времени, а если это невозможно, следите, чтобы ваше с ним общение было качественным. Больше обнимайте, целуйте маленьких детей. С подростком разговаривайте.

Дать выход детским негативным эмоциям помогают активные занятия. Спорт, танцы, игры на свежем воздухе – что угодно. Отлично снимает стресс вода. Если малыш не в духе, посадите его в ванну и поиграйте, предложите переливать воду из одного сосуда в другой. Душ перед сном – не только гигиеническая процедура, но и возможность расслабиться. Вода снимает накопленную напряжённость и стресс.

Если ребёнок находится в постоянном стрессе, который грозит перерасти в депрессию, заведите ему домашнее животное – лучше кошку или собаку, которых можно гладить. Чаще занимайтесь с малышом творчеством – рисуйте, лепите, мастерите. Это профилактика стрессов! Рисование, сказкотерапия – существует множество способов борьбы с детским стрессом. Если вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь к детскому психологу.

 

Волшебное творчество

Известно, что арт-терапия развивает воображение, способствует адекватному проявлению чувств и эмоций, а также снимает психоэмоциональное напряжение. С помощью арт-терапии можно победить некоторые недуги и облегчить реабилитацию после болезни. Главное – экспериментировать, фантазировать, создавать ребёнку условия, чтобы он мог попробовать себя во всех видах творчества. Не забывайте творить вместе – это ключ к взаимодоверию и пониманию ребёнка. Кроме того, вы прекрасно проведёте время вместе.

Изотерапия. Не всегда ребёнок может выразить свои переживания словами. Тут на помощь приходит рисование. Определённые фигуры, цвета, штрихи, линии – всё это складывается в картину внутренних эмоций и страхов. Обсуждайте с детьми их рисунки, расспрашивайте, что означает та или иная фигура, тот или иной цвет. Вы узнаете много интересного! Когда внутренние страхи ребёнка будут вам известны, вам будет легче работать с ними. Также известно, что процесс рисования помогает человеку побороть страхи и комплексы.

Психотерапевтическая лепка. Лепка развивает у ребёнка не только мелкую моторику, но и внимание, усидчивость. А материалов для этого вида творчества достаточно: пластилин, полимерная глина, солёное тесто. Кстати, тесто можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять по 1 стакану мелкой соли и муки, 5 столовых ложек растительного масла, 0,5 стакана тёплой воды, добавить гуашь и всё перемешать до консистенции пластилина. С помощью лепки корректируют поведение гиперактивных детей и направляют их энергию в нужное русло.

Музыка – хороший помощник в снятии стресса. Договоритесь с ребёнком послушать вместе музыку, закрыв глаза, а затем поделитесь друг с другом образами, которые появились во время прослушивания. Эта увлекательная игра развивает фантазию, отвлекает от проблем. С помощью музыки арт-терапевты способны устранить неврологические проблемы. Дети с задержкой психомоторного развития под музыку развивают двигательные функции. А танцы помогают снять эмоциональное напряжение и детям, и взрослым.

Песок – прекрасный антистрессовый материал. Он поможет успокоиться ребёнку, пережившему, например, смену места жительства, болезнь близкого человека и т.д. Арт-терапевты считают, что в песочные подделки ребёнок вкладывает душу, а значит, открывает свой внутренний мир. Такое занятие корректирует некоторые личностные качества, развивает мелкую моторику и умение концентрироваться. Задавайте ребёнку вопросы, просите рассказать, что он делает. Так вы поможете ему научиться контролировать действия, называть чувства и создавать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Театр. Участие ребёнка в домашней постановке помогает ему выразить чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Примеряя на себя разные образы, он учится понимать переживания других людей. А вы, подбирая ту или иную сказку, можете мягко корректировать поведение малыша.

Сказкотерапия. Основные цели сказкотерапии – эмоциональная поддержка ребёнка, формирование правильных представлений о мире, развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе. После прочтения сказки поговорите с ребёнком о сюжете, обсудите поведение героев. Вместе сочините сказку, пусть это станет увлекательной игрой – импровизацией.

Изо-терапия с детьми дошкольного возраста в детском саду

Использование арт-терапевтических технологий особенно показано в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные виды нервно-психических нарушений, таких как, гиперактивность, быстрая утомляемость, импульсивность, раздражительность, агрессивность, страхи, плохая концентрация внимания, и др. Арт-терапия является одним из самых действенных способов для коррекции подобных состояний и улучшений самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих и когнитивных способностей.
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием любого ребенка.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности, при которой происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных техник (кисточки, краски, пластилин, глина и др.).
В процессе выполнения работы ребенок высвобождает свое подсознание и через самовыражение творческого потенциала происходит улучшение психоэмоционального состояния. Сам процесс изменений происходит незаметно и безболезненно для ребенка, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Методы арт-терапии относятся к самым мягким, но, в тоже время, глубоким методам, связанным с высвобождением скрытых энергетических резервов и эмоций ребенка. Арт-терапия особенно хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение. Преимущество арт-терапии состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая наиболее близка и интересна ребенку.

Изотерапия как метод арт-терапии

Изотерапия - терапия, в первую очередь, рисованием. Занятиях не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, апликации и т. д.
 
Цель работы по изотерапии:
- Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка.
-Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
- Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция.
- Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

Преимущества изотерапии перед другими формами работы:
• практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
• изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
• изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
• изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
1. Воспитательные
Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения со взрослым.
2. Коррекционные
Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
3. Лечебные
«Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
4. Развивающие
Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
5. Диагностические
Изотерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

Занятия с использованием изо-терапии включают в себя 4 этапа:
1. Введение и «Разогрев».
Введение и «разогрев». Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе. Последующий «разогрев» представляет собой разные виды физической активности и способы «настройки» на изобразительную работу: общая игра «по теме», мини-беседа.
2. Этап изобразительной работы.
Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям «прожить» образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться?).
3. Этап обсуждения.
Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. При рассказе воспитанников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия воспитатель может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных ребят и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
4.Завершение. Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.

Варианты завершения занятия:
«Подари улыбку»
«Я хочу подарить тебе…»
«Подари тепло своего сердца»
«Свиток пожеланий»
В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рисования, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.
Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё  предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Довольно часто после завершения сеансов арт-терапии дети увлекаются теми видами, техниками и способами творческой деятельности, с которыми они познакомились на занятиях.
Каждый рисунок ребенка уникален. Его невозможно с точностью воспроизвести на последующих занятиях. Каждая новая работа – это естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, а также о своем опыте и переживаниях, не нашедших словесного выражениях и ставших для ребенка эмоциональным грузом. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить на бумаге или на другом специально подобранном для этого материале.
Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. На занятиях в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, он учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивает творческие способности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Кризис 3-х лет

В три года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «Я сам». Родители недоумевают: «Такой послушный (послушная) был(а), а теперь как подменили! Нужно идти гулять – протестует, обедать – не идёт, приглашают поиграть – не хочет и т.д. Или вслух говорит: «Не хочу» или ревёт, или стоит набычившись. В чём дело?»
А дело в том, что ребёнок впервые осознал себя как личность, отделил себя от взрослого. Отныне он хочет стать «как взрослый», но, понятно, не может им быть. Протестует против своего бесправия, но находит выход – начинает играть во взрослого.  Так возникает сюжетно-ролевая игра.
Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса 3-х лет, когда ребёнку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.
Давайте разберёмся в понятиях.

Негативизм
Это желание ребёнка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.
Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

Упрямство
Упрямый ребёнок настаивает на своём не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал.
Упрямство – своеобразная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту всё равно что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает.
Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко – и мы наблюдаем, что ребёнок проявляет строптивость, то есть бунт против норм воспитания.
Одно из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей к ребёнку без учёта его реальных умений.

Что такое капризы?
Если ребёнок упрямый проявляет своё упрямство в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает плакать по любому поводу.
Для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад.
Капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребёнка: «Я хочу», капризного: «Я не хочу». Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна


 

Детское непослушание. Наказания и поощрения

Элемент дизайна

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вы не можете справиться с ребенком, а непослушание и конфликты на почве дисциплины становятся в ваших взаимоотношениях скорее правилом, чем исключением.
Не отчаивайтесь, дело можно поправить, однако для этого необходима специальная работа.
• Согласитесь, что непослушных детей, принято обвинять. На самом же деле, в число трудных обычно попадают дети не худшие, а особенно чувствительные и ранимые. Они ведут себя плохо под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, потому что реагируют на них гораздо острее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод, что трудный ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
• Причины стойкого непослушания следует искать в глубине его психики, как правило, они эмоциональные и поэтому не осознаются ни взрослым, ни самим ребенком. Поэтому эти причины надо знать, а их всего четыре.
• Первая – это борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального самочувствия, то он находит свой способ его получить – это непослушание. При этом, родители то и дело отрываются от своих дел, одаривая ребенка замечаниями. Нельзя сказать, что это приятно, но для ребенка лучше такое внимание, чем никакого.
• Вторая причина – это борьба за власть и самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего ребенка сохраняется у таких детей в течение всего детства. И им бывает невыносимо трудно, когда родители в основном им указывают или делают замечания. Такой ребенок начинает восставать, чтобы отстоять свое право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачное, зато оно свое, а это главное.
• Третья причина – желание отмстить родителям либо за нанесенную обиду, или за невыполненное обещание и несправедливое наказание. Смысл плохого поведения в этом случае следующий: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам тоже будет плохо». Хотя в глубине души ребенок переживает и даже страдает.
• Наконец, четвертая причина – потеря веры ребенка в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу, что стараться незачем, потому что все равно ничего не получиться, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть я буду плохой». Таким образом, еще раз отметим, что мотивов плохого поведения ребенка всего четыре: борьба за внимание, борьба за самоутверждение, месть и потеря веры в собственный успех. Но в любом случае, серьезные нарушения в поведение ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведение он говорит нам: «Мне плохо, помогите мне».

Как помочь ребенку, когда он плохо себя ведет? Чтобы поддержать ребенка, когда он плохо себя ведет, нужно, прежде всего, понять причину непослушания, потому что в каждом случае помощь со стороны родителей должна быть оказана разная.
• Итак, если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает, и никто ни на кого не рассержен. Попробуйте придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них благодаря вашему положительному вниманию отпадет.
• В случае если источник конфликтов – борьба за самоуважение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка. Воздержитесь от таких требований, которые он, скорее всего, не выполнит. Напротив поддерживайте решения, к которым ребенок пришел сам, и договаривайтесь с ним о деталях и условиях их выполнения.
• В ситуациях, когда из-за плохого поведения ребенка вы испытывайте обиду, можно говорить о том, что ребенок мстит вам. В этом случае нужно спросить себя: Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Что заставило его причинить вам боль? Постарайтесь честно ответить на эти вопросы. И поняв причину, конечно же, ее устранить.
• И, наконец, самое трудное положение у родителей, чьи дети ведут себя плохо, потому что не верят в свои силы. Грамотное поведение родителя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Наверняка ваш ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень занятий и с этого плацдарма вместе начинайте двигаться вперед. Сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Поговорите с учителями, и попытаться сделать их в этом вашими союзниками. Вы увидите, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.
И еще не ждите, что ваши старания исправить дисциплину приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и потребует от вас немало терпения, потому, что главное здесь поменять себя и свое отношение к поведению детей, сменив раздражение, гнев и обиду на понимание, признание и веру в вашего ребенка.

Наказание не подавляет желания "делать плохо": в лучшем случае, человек учится избегать наказания.
Как наказывать ребенка?
Ваше терпение закончилось, и вы твердо решили наказать ребенка.
Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Они вызывают у детей чувство оскорбления, злости, унижения и страха. И позитивного результата от них гораздо меньше, чем негативного.
• Гораздо эффективнее, применяя наказание придерживаться одного очень важного правила: «Наказывая ребенка, лучше лишить его чего-то хорошего, чем делать ему плохое». Например: в семье заведено, что по выходным дням отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или вместе отправляются на прогулку, в парк или кафе. Вы, конечно, знаете, что дети очень ценят подобные семейные традиции. Когда родитель уделяет им специальное внимание – это настоящий праздник для ребенка.
А вот если случается непослушание или проступок, то праздник в этот день или на этой неделе отменяется. Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.
• Согласитесь, что когда родителю всегда «некогда», а все воспитание ограничивается требованиями и замечаниями – добиться дисциплины гораздо труднее, а главное – существует опасность потерять контакт с ребенком: ведь взаимное недовольство, которое при этом неизбежно, будет накапливаться и разъединять. Поэтому, придумайте несколько занятий с ребенком, семейных дел или традиций, что бы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле очень расстроены. И поверьте, что совместные праздники – это основа вашего доброжелательного общения и залог бесконфликтной дисциплины.

Как нельзя наказывать ребенка?
1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребо¬ваться напряжение всех его психических сил.
2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошколь¬ного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем,  что я бью ребенка для его же блага, бесполезно— вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощ¬рений тем самым закрепляет его).
6. Длительно по времени и спустя такое количество вре¬мени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
 7.Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым,  закрепляя плохое поведение ребенка.

Кого не бьет слово, того не будет бить и палка. (Сократ)
Подзатыльники.
Как хочется порой в порыве гнева и отчаяния дать ребенку подзатыльник или отшлепать, как следует. Но, подзатыльники и шлепки никогда не оказываются хорошей дисциплинарной мерой.
Вполне возможно, что ребенок больше никогда не повторит проступок, за который ему влетело. Но знают ли родители, что произошло в мыслях, чувствах и поведении ребенка, даже если внешне он не изменился? Если отшлепать малыша, да к тому же побольнее, это непременно приведет к совершенно определенному результату — он быстро научится бояться вовсе не того, что нельзя делать, а ВАС. Если шлепки имели успех, значит, малыш стал бояться вас. Вы его желания заменили страхом, а это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребенка. Страх делает детей робкими, нерешительными, неуверенными в себе и почти начисто лишает их жизненного оптимизма. Бить детей плохо еще и по другой причине. Научившись бояться нас, дети начинают испытывать к нам сначала неприязнь, а затем и ненависть. И постепенно, ребенок привыкает ожидать враждебности от всех, кто рядом с ним.  А еще, шлепки, часто вызывают совсем обратный результат, чем тот, которого мы добиваемся: они прочнее закрепляют неверное поведение ребенка и нисколько не меняют его. Ребенок начинает думать, что можно получить подзатыльник ради удовольствия позлить родителей. Кроме того, он ждет наказания и хочет получить его просто ради очистки совести. А, расплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять повторять свои выходки, только теперь уже с большей осмотрительностью, что бы его не поймали на месте преступления.
Конечно, всем нам, родителям, и мне в том числе, случалось приходить в такое отчаяние от поведения детей, что хотелось свернуть им шею. Но если уж мы и шлепаем их «под горячую руку», то надо хотя бы отдавать себе отчёт, что мы делаем это не для исправления ребенка, а лишь для того, чтобы, разрядить свои нервы. Конечно, можно утешить себя тем, что шлепки не так уж страшны, если достаются детям нечасто и вознаграждаются нашей любовью в других ситуациях.
Однако помните, что:
• шлепая ребенка, вы учите его бояться вас;
• проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
• телесные наказания требуют от родителей гораздо меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Если вы часто критикуете ребенка
Вы делаете в течение дня 385 справедливых замечаний своему ребенку.
Скажите, только честно, а вы сами были бы довольны и жизнью, и самими собой, если бы вам 385 раз в день говорили, что вы делаете все не так, думаете не так, говорите не так?.. То-то и оно.
• Конечно, все ваши замечания справедливые, но разве в справедливости дело? Такое количество критики, прежде всего, обидно. А значит, вы 385 раз в день обижаете ребенка. И это – главное.
• Именно поэтому у детей срабатывает механизм самозащиты, когда они перестают слышать и воспринимать негативную информацию о себе. И, слава Богу. И не огорчаться надо, а радоваться.
• Прежде всего, понаблюдайте за собой и попробуйте систематизировать свои претензии. Можно даже для убедительности бегло записать все, что вы говорили ему в течение одного дня, а вечером сесть   и перечитать этот список.
• Определите для себя круг тем и неразрешимых вопросов, по поводу которых у вас с ребенком так часто возникают конфликты. Наверное, все они избитые: порядок в комнате, грязные руки и одежда, несвоевременный сон.
• Главное помните, что критика полезна и конструктивна в малых дозах, но стоит только переборщить, и она начинает работать против нас.
 
Как нужно поощрять детей дошкольного возраста?
1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и нака¬заний, мы были уверены в том, что поощрений в количествен¬ном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые ¬ сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь символ успеха  или достижения.
3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
4. Давать особо почетные поручения, когда ребенку до¬веряется, поручается нечто большее, чем обычно.
5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ре¬бенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т. п.
Словесные способы поощрения и поддержки  детей дошкольного возраста
1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
2. Замечательно! Превосходно! Чудно!
3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа!  Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
4. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.
7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
8. Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!
Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам обнаружить, раскрыть и эффективно использовать ресурсы, которыми обладает каждая семья, и доступ к которым есть у каждого ее члена, для устранения трудностей, мешающих нормальному, «счастливому» течению жизни.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город