• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Организация конструктивной деятельности в профилактике задержки речевого развития детей раннего возраста

Организация конструктивной деятельности в профилактике задержки речевого развития детей раннего возраста

 

«Воспитание речи есть всегда воспитание мысли»

К.И. Чуковский

Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не всегда могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит.

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.

Конструирование и обыгрывание сказки вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

Выделяют ряд проблем речевого развития детей, которые эффективнее всего решать на основе конструктивной деятельности. Это трудности в употреблении предложно–падежных конструкций; наречий, обозначающих взаимное расположение предметов. Дети плохо актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов, геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, конструкции, назначении построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося слово, ребенок плохо представляет его практический смысл. Все это приводит к трудности в описании предметов и явлений. Например, на занятиях по развитию речи ребенок заучивает слова этаж, подъезд, балкон, чердак, но не может объяснить, что это такое, для чего нужно, какую имеет форму, из чего построен. В дальнейшем, эти слова стираются из памяти, так как не используются в свободной деятельности, в игре. Изучив предлоги, умея выделить предлог в предложении, составить схему, ребенок затрудняется расположить предметы по инструкции или описать взаимное их расположение. Поэтому рассказы детей однообразны, непоследовательны, бедны по содержанию.

Интерес к проблеме позволяет по–новому оценить возможности конструирования в решении речевых задач. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изобразительной деятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Именно поэтому, интеграция конструирования и развития речи будет способствовать:

– «опредмечиванию» словаря;

– развитию связной речи;

– развитию познавательной активности детей;

– развитию зрительно–пространственной ориентации;

– повышению мотивации;

– снижению нагрузки на детей.

Ранний  возраст – богатейший  по  способности  ребёнка  быстро  и  жадно  познавать  окружающий  мир,  впитывать  огромное  количество  впечатлений.

 Термин «конструирование» означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструктивные игры ценны тем, что доставляют большое эмоциональное удовольствие, способствуют развитию ролевой игры, личности ребенка, его индивидуального творческого потенциала.

  Конструирование  из  строительного  материала  является  практической  деятельностью,  направленной  на  получение  определённого,  заранее  задуманного  продукта.

 Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника, важнейшим средством умственного, художественно–эстетического развития и нравственного воспитания. Создание построек и поделок воспитывает эстетические чувства, формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели,  креативность,  удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность.

Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий.  В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно – отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором игр выступает воспитатель.

Ни  один  другой  вид  продуктивной  деятельности  не  расширяет  так  границы  познания,  как работа  со  строительным  материалом.  В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Ребенок действует с деталями наборов строителя, конструкторов, крупной геометрической мозаики; многократно сравнивает их, отбирает, примеривает, ошибается и исправляет ошибки. Активно развивается практическое экспериментирование: ребенок ставит кубик на кубик до тех пор, пока башенка не упадет. Эти действия малыш может совершать многократно.

 воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.

Характер творческой активности находится в прямой зависимости от развивающей предметной среды

Для успешного овладения конструктивной деятельностью большую роль играет развивающая предметно пространственная среда.  Поэтому, дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов Приобщение к конструктивной деятельности следует начинать с ознакомления детей с материалом. Сначала дети свободно манипулируют с деталями, затем, отталкиваясь от их возможностей и интересов, взрослый предлагает темы для построек и сооружений;

В центр конструктивной деятельности могут входить:

–Мелкий настольный строительный материал состоящий из разнообразных форм;

–Крупный напольный строительный материал;

–конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются;

–Конструктор  «Лего»;

– Блоки Дьенеша;

–Геометрическая мозаика;

–Мягкие модули;

–Бросовый материал

–Дидактический материал для обыгрывания построек

В работе с детьми раннего возраста  использую карточки с геометрической мозаикой с персонажами на основе произведений Агнии Барто, разнообразных потешек, небольших стихотворений, которые близки и понятны детям. Мы с ребятами выкладываем персонажей и повторяем стихотворение.

Ребята накладывают вырезанные геометрические фигуры на изображения, выкладывают изображения по образцу воспитателя, по словесной инструкции.

 Также с помощью кубиков Дьенеша выкладываем бусы, подбираем груз для вагонов  паровоза.

Здесь ребята с удовольствием выкладывают дорожку здоровья для куклы Кати из бросового материала.

Начинаю с введения детей в игровую ситуацию и мотивирую детей на конструктивную деятельность.  Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей, сосредотачивается внимание на необходимости помочь игровому персонажу.  Малышу, интересно строить домик для зайки, чтобы помочь ему спрятаться от дождя, холода, от волка и т.д.

Общение педагога с детьми в процессе обучения должно быть доверительным и выражаться в форме предложений, советов, подсказок, вопросов, похвалы. Игрушки должны соответствовать по размерам детским постройкам.

Вначале обращаю внимание детей на объект в целом (что это такое, какой формы), затем выделяю его части и их пространственное расположение по отношению друг к другу; далее выделяю  детали, из которых построена каждая часть; в заключение обращаю внимание на объект в целом.

Взрослый включается в совместные действия, в игру. Следует содействовать формированию детского партнерства, поощрять игровые объединения, ситуативно–деловое общение и сотрудничество со взрослым.

 Ребенок должен испытывать удовлетворение от своих успехов, поэтому следует чаще поощрять его самостоятельность; помогать незаметно, ненавязчиво, не сдерживать инициативу ребенка. Учитывая, что внимание у малышей непроизвольное, конструктивные игры, должны быть непродолжительными, проходить динамично, эмоционально.

Необходимо побуждать детей создавать разнообразные дорожки: широкие, узкие и длинные, короткие; предлагать сконструировать простую мебель (стол, стулья), подумав, какие детали строительного набора для этого нужны. Детей следует обучать конструированию разнообразных заборчиков (высоких и низких) сначала из одной, затем из двух деталей, а позднее из нескольких деталей, чередуя их по форме, высоте, цвету. Формированию конструктивных навыков и умений способствуют игры «Построй такой же» и «Угадай, что я сейчас построю». Следует научить детей делать скамеечки (высокие и низкие), ворота (узкие и широкие) для разных машин (по образцу), стимулируя проявление самостоятельности в украшении ворот. Рассматривание и оценка детских работ проходят в игровой форме: «Много красивых ворот построили ребята. Какие же ворота выберет моя машина? Олины ворота выбрала. Они красивые. А какие ворота выберет эта машина? Все ворота красивые». Игру можно продолжить, дав детям задание самим провезти машину в ворота

Следует формировать у детей умение играть с постройками, подсказывая возможные действия. Когда все лесенки будут готовы, их следует обыграть: предложить детям водить по ступенькам кукол.

Необходимо побуждать малышей к самостоятельному конструированию, одобрять конструктивные находки и высказывания, создавать эмоционально–насыщенную атмосферу, способствующую развитию детской творческой активности.

В этом помогут разыгрывание незатейливых сценок с игрушками, веселые песенки и стишки: Петя, Петя, петушок, Мы прочтем тебе стишок, Споем тебе песенку И построим лесенку. Ты по лестнице ходи Да смотри не упади! У заборчика постой — Наш заборчик не простой — Столбов у него много, Он длинный, как дорога. Ходит кошка по дорожке. Погуляй еще немножко, Скоро мы пойдем домой И возьмем тебя с собой.

Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.

Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

Почаще,  хвалите ребенка, радуйтесь вместе с ним, восхищайтесь его постройками.  Главная цель таких игр – заинтересовать  малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность

• Различать основные формы деталей строительного материала

•С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм.

• Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

Основной прием обучения детей третьего года жизни конструированию – рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.

Важно, чтобы обучение было интересным, развивающим, содействующим игре. Основное внимание следует уделять формированию у малышей сенсорного опыта  (различные детали, игрушки, обыгрывающие постройки по величине, форме, цвету, весу, фактуре) и обучению формообразующим способам (накладывать, приставлять, удлинять, надстраивать и пр.).

Ожидаемые результаты к концу года

• У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные), конструктивные свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); длинная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).

• Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).

 • Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).

• Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.

• Дети пытаются конструировать самостоятельно.

• Обогащается словарный запас, развиваются восприятие, внимание, память, мышление, конструктивные умения детей.

 • В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно – отобразительная игра.

• Развивается речевое и игровое общение детей

• Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).

 Работа над постройками побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе.

 Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия, знакомит с основными цветами (кубики и кирпичики красные, синие, желтые, синие). Обогащается словарь ребенка,  за счет названия действий: ставить, приставлять, приложить; названиями качеств и отношений, характеризующих предметы, действия с ними, их пространственное расположение: тонкий, длинный, короткий, узкий, широкий, твердый, в середине, рядом, сбоку, вверху, внизу.  

В современной педагогике детская конструктивная деятельность рассматривается как средство всестороннего развития ребенка, и прежде всего – умственного. Создавая конструкцию, ребенок реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так он осуществляет и анализ и синтез). Формирование пространственных представлений происходит в процессе расположения частей постройки. Существенное влияние на развитие мышления оказывает усвоение детьми зависимости конструкции от ее практического назначения.

Таким образом, работа по развитию речи с применением конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

 Зеленцова Евгения Владимировна, воспитатель

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город