• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Воспитание навыков общения у детей раннего возраста

Воспитание навыков общения у детей раннего возраста

По мере взросления, в раннем возрасте ребенок начинает все ярче проявлять интерес к своим сверстникам. К двум годам между детьми возникает взаимодействие, которое можно назвать общением.

Общение между детьми третьего года жизни имеет свои особенности: в сверстнике ребенок видит, словно свое отражение, общение крайне интуитивно и очень зависит от конкретной обстановки.

Для детей 2-3 лет потребность в действиях с предметами оказывается важней, чем общение с другими детьми. Так, к примеру, привлекательная игрушка может быстро отвлечь внимание и разрушить дружную игру малышей. Борьба за привлекательный предмет — отличительная особенность данной возрастной группы.  Если ребенок вдруг заметит в руках другого ребенка игрушку, особенно такую, какой он еще и в руках не держал, у него "загораются глаза", ему хочется обследовать игрушку, а для этого нужно заполучить ее. Малыш еще не способен самостоятельно урегулировать конфликт, как-то договориться со сверстником. При этом отстаивание прав на обладание игрушкой нередко порождает споры, ведь никто не желает делиться, да и отдать «свое» в таком возрасте очень трудно. Нередко дети могут и укусить. Таким образом, ребенок старается получить желаемое или ответить на обиды ровесникам - он не просто дерется, он царапается и кусается.

До 2-3 лет ребенок часто воспринимает других детей как неодушевленные предметы. Все его общение со сверстниками основано на принципе "действие-результат". Именно поэтому, дергая других детей за волосы, они не понимают, что поступают плохо. Ребенку интересно увидеть результат своего действия (в данном случае - визг, плач). После ребенок понимает, что вокруг такие же дети, а не большие кричащие куклы. Он начинает сравнивать себя со сверстниками и делать собственные выводы. Ребенку важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу воспитателя, если что он что-то умеет делать лучше других.

Совместная игра малышей строится на демонстрации друг другу своих умений, а также подражании действиям сверстника: малыши падают, кувыркаются, кричат, прыгают друг перед другом, как обезьянки, хохочут, внимательно наблюдая за реакцией на свое поведение партнера. Взаимодействуя, таким образом, друг с другом, малыши учатся подражанию, развивая в себе новые умения и яркие положительные эмоции. Дети с огромной радостью и восторгом отражают, как в зеркале действия друг друга.

Взрослые, наблюдая за поведением детей, часто недооценивают значение детского баловства для психического развития ребенка. Опасаясь, что малыши перевозбудятся или в совместных играх-подражаниях причинят вред друг другу, часто стараются прекратить такого рода взаимодействие между детьми. Но неоднократные наблюдения за кажущимся внешне бесцельным характером подобного общения показывают, что оно вносит огромный вклад в психическое развитие ребенка. Оно является одним из источников развития у малышей познавательной активности. Дети, контактируя между собой, учатся сопереживать, радоваться; находить способы самовыражения через игру, раскрывать свои способности и силы. Ребенку очень важно, чтобы его принимали в среде сверстников, и чувствовать свою значимость для других.

Контакты с ровесниками играют важную роль в социальном развитии ребенка. В ходе совместных, эмоционально окрашенных сюжетных игр дети испытывают яркие впечатления, положительные эмоции. Они учатся жить в коллективе, ладить и взаимодействовать друг с другом, уступать и согласовывать свои действия с другими детьми.

Взрослые могут помочь детям налаживать положительные взаимоотношения друг с другом, развивать в них позитивные навыки общения. Если у родителей правильный подход к воспитанию ребенка, то малыш охотно стремится на игровую площадку, достаточно легко адаптируется к группе сверстников в детском саду, умеет играть дружно, не отбирая игрушки и не ссорясь с другими детьми.

Как же научить ребенка общаться со сверстниками? Организуя общение между детьми, прежде необходимо поддерживать доброжелательные взаимоотношения между ними: побуждать их здороваться, называть друг друга по имени, проявлять сочувствие, привлекать внимание к положительным качествам сверстников. Сближению детей способствуют организованные взрослыми совместные игры, совместное рассматривание детских фотографий, празднования детских дней рождения, совместные наблюдения за различными событиями и явлениями (жизнью животных и растений, делами взрослых и др.), их обсуждение.

Особое внимание следует уделять разрешению детских конфликтов. Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: стыдят, требуют вернуть игрушку владельцу или отбирают ее у обоих детей, разводят их в разные стороны или наказывают. Такие способы воздействия, хотя и позволяют быстро прекратить ссору, не исчерпывают конфликт. Между детьми могут возникнуть напряженные отношения, провоцирующие либо агрессивные действия, либо отказ от общения со сверстниками.

Назревающие конфликты между детьми надо стараться разрешать мягко, без нотаций, насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия. Малыша нетрудно отвлечь от игрушки, переключив его внимание на другой предмет или занятие. Можно также предложить ему такую же игрушку, как у сверстника, или постараться организовать общую игру с игрушкой, вызвавшей конфликт. Малыши очень охотно взаимодействуют со сверстниками при участии взрослого.

На третьем году жизни, когда малыши еще не умеют сами организовывать содержательные игры, следует помогать им в этом. Они с удовольствием будут участвовать в играх-забавах («Ладушки», «Цап», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и др.), в ходе которых можно поочередно обмениваться шутливыми действиями с каждым ребенком, произносить всем вместе строчки из прибауток. Детям очень нравятся подвижные игры (прятки, догонялки, поочередное или одновременное выполнение одинаковых действий на основе подражания друг другу). Можно предложить малышам попрыгать, потопать, покружиться, помахать ручками, похлопать в ладоши. Такие действия будут особенно интересны детям, если включить их в небольшой сюжет (зайки прыгают, воробушки машут крылышками, самолетики летают и пр.).

Если ребенок проявляет агрессию по отношению к другим детям важно прекратить  нежелательное действие. Покажите ребенку пример «правильного поведения» - пожалейте обиженного. Когда накал «страстей уляжется», объясните  ребенку, что другие люди, независимо от возраста, тоже могут испытывать боль, страх, обиду, и т.д.

Если ребенок обижен, важно акцентировать внимание на нем и его чувствах (назвать их, разделить), оказать поддержку (тебе больно и обидно, давай я подую, обниму и т. д.), а не на обидчике (плохая девочка, мы ее накажем, не будем дружить и пр.).

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые могут замечать, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает "угроза" его благополучию,  ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет.

Для 2-3-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. Гуляя на детской площадке, важно «держать» ребенка в поле зрения, не «пускать ситуацию на самотек» и видя взаимодействие, которое может спровоцировать конфликт, в нужный момент «подключиться» и помочь детям конструктивно разрешить все мирным путем.

Правильно организованное общение:

-обогащает детей впечатлениями;

-является источником разнообразных эмоций;

-учит сопереживать, радоваться, сердиться, отстаивать свои права и т. д. ;

-помогает преодолеть робость;

-способствует становлению личности;

-формирует представление о другом человеке (ровеснике);

-начинает развиваться способность понимать других людей;

-подготавливает к последующему общению со сверстниками.

С какого момента надо учить детей общаться со сверстниками? Обычно с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу. Необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает.

Воспитатель при этом:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике что-то интересное;

- организует совместные игры детей, одобряет их действия, связанные с эпизодами общения и т. д.

Дети 2-3 лет часто ссорятся, жалуются друг на друга. Возможными причинами детских ссор могут быть следующие:

- дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с другом;

- не умеют выразить свое состояние словами;

- не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.

Общение - ведущий вид деятельности, в условиях которого решаются задачи всестороннего развития ребенка. При этом очень важным моментом является наличие грамотного педагогического сопровождения общения детей на разных этапах раннего детства со стороны взрослых.

Волкова Татьяна Анатольевна, воспитатель

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город