• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

УСЛОВИЯ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Конструктивная деятельность - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании.

Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети выполняют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого – то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, для куклы, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т. д.

Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет, предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме.

А польза от такого приобретения налицо – ребенок увлечен интересным занятием, а это занятие способствует его всестороннему развитию.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и т. д.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструктивной деятельности ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет анализ и синтез).

Условия для конструктивной деятельности:

Для обучения конструктивной деятельности удобнее пользоваться настольными наборами, т. к. они дают возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому непосредственную работу с материалом. Однако для игровых построек в группе и на участке должен быть крупный строительный материал.

Для групп раннего возраста и первой младшей группы хорошо использовать наборы кирпичиков, кубиков и пластин, трехгранных призм.

Для второй младшей группы – строительный материал, дополненный кусками фанеры и дощечками. В группе должны быть наборы кубиков и кирпичиков из которых легко создавать несложные постройки. Для построек на полу используется крупный строительный материал.

В средней группе рекомендуется использовать строительный материал, дополненный геометрическими фигурами. Во второй половине года можно использовать некоторые тематические строительные наборы: например, «Городок». Набор дополнен цветными силуэтами деревьев.

В старшей группе используется строительные наборы «Новый город»«Архитектор»«Наш дом». Это даст возможность разнообразить тематику построек. Используется в играх и крупный строительный материал.

Конструктивные замыслы детей подготовительной группы более богаты, они отражают широкий круг явлений. Рекомендуется к выше перечисленным, использовать и другие наборы«Железнодорожный вокзал»«Судостроитель», т. д. в группе должен быть крупный строительный материал, крупный строительный материал для игры на участке.

В старшей и подготовительной группах нужно иметь металлический конструктор, который позволит решать более сложные конструктивные задачи. Под руководством воспитателя дети знакомятся с новыми способами соединения деталей, учатся создавать подвижные конструкции.

Во все возрастных группах в уголках конструирования должны быть разнообразные мелкие игрушки (фигурки людей, животных, птиц, машинки). Дети должны соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции.

В старшей и подготовительной группах для самостоятельной конструктивной деятельности необходимо иметь природный материал, белую и цветную бумагу, мягкий картон, лоскутки, цветные карандаши, гуашь, клей и другие дополнительные материалы, которые хранятся в уголке ручного труда и доступны детям для пользования.

Формы и способы организации конструктивной деятельности:

Основной формой обучения детей конструированию является непосредственная образовательная деятельность (занятия, в которой применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера.

Основной особенностью конструктивной деятельности является её связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними). Сочетание обучения конструированию на занятиях и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре (совместная деятельность педагога и детей) является важнейшим условием эффективности обучения конструированию.

Руководство воспитателя играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на закрепление знаний, полученных на занятиях, на развитие у детей самостоятельности мышления, конструктивного творчества. При этом воспитатель может пользоваться различными приемами с учетом возрастных особенностей детей и задач воспитания.

В младших и средних группах воспитатель может напомнить детям, что они строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и посоветовать детям сделать такую же. Детям, которые хорошо научились строить какой- нибудь предмет, следует предложить построить другой предмет близкий по конструкции. Так воспитатель побуждает ребенка к использованию приобретенных умений в новых постройках.

Систематическое руководство воспитателя игрой требуется и в старшей,и подготовительной группах. Включаться в игру воспитателю нужно так, чтобы не изменить её содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Иногда воспитатель может подсказывать сюжет будущей игры, используя чтение художественной литературы. Для развития игр старших дошкольников можно использовать альбом с фотографиями разнообразных построек.

Иногда у детей бывает потребность поиграть в одиночку (самостоятельная деятельность) в индивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, т. к. дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры со строительным материалом не мешают развитию коллективных игр, напротив, они дополняют друг друга. Часто дети, увлекающиеся индивидуальной постройкой, одновременно любят участвовать и в коллективных постройках.

Тушова Инна Семеновна, воспитатель

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город