• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Особенности развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

Воспитание культуры речевого общения одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.

В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить  с одной стороны и умение слушать собеседника,  и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий  - с другой. Поэтому совершенствование коммуникативной компетентности невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которых может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении следует учитывать и экспрессивность последнего, т. е. субъективную эмоциональную оценку, определяющую выбор лексических, грамматических, композиционных средств.

В современных условиях одной из опасностей для литературной речи, по выражению К.И. Чуковского, является влияние «канцелярита».  Привычка говорить штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне и выразительности речи.

Таким образом, коммуникативная компетентность — это сложная совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными.

У детей дошкольного старшего возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передать вопросительную и восклицательную интонацию (радость, удивление и т.д.) К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению ложного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В  старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи ребенка – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных сложносочиненных и сложноподчинённых предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. В диалогической речи дети прибегают к краткому или развёрнутому ответу в соответствии с вопросом. Ребята не ограничиваются  названием предмета или явления, а в большинстве случаев дают  развернутый и достаточно полный анализ, вычленяя  характерные признаки и свойства. Дошкольники овладевают умением отбирать нужные сведения и находить целесообразную форму выражения в связном повествовании.

У детей старшей группы развито умение последовательно  и четко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако навыки передавать свое отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать содержание, делать выводы еще недостаточно сформированы.

Дети активно осваивают построение разных типов текстов – описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дошкольники начинают также активно использовать разные способы связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Вместе с тем можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (например, сонорные р, л и шипящие), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость  и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, в согласовании прилагательных с существительными, в согласовании прилагательных с существительными, в словообразовании). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к ошибкам в соединении слов в предложении и к неправильной связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связной текст с соблюдением всех структурных элементов (начала, середины, конца) и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

Линькова Наталья Васильевна, воспитатель

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город