• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Мяч-наш лучший друг». Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторики.

Подготовка детей к обучению в школе является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения.  Успешность обучения в школе во многом зависит от готовности детей к освоению письма. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать активные движения пальцев рук.  Учеными доказана прямая взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций.  От степени формирования тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Поэтому развитие ручной ловкости дошкольников является весьма актуальной задачей.

Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

В процессе обучения действиям с мячом важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с мячом. Оптимальные условия для формирования таких действий создает четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения.

Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см) Комплекс 1.

  1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями, скользящими вверх-вниз.
  2. И.п.: о.с, руки вытянуты вперед, мяч между ладонями. Прокатывание мяча скользящими движениями ладоней от себя — к себе.
  3. «Скатаем снежок»

И.п.: о.с, мяч между ладонями. Катание мяча круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (со сменой ладоней).

  1. И.п.: о.с, руки вверху, мяч между ладонями. Прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз.

5. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях перед грудью. Мяч между ладонями.

      Прокатывание мяча вправо и влево.

  1. То же упражнение из и.п. — руки за спиной.
  2. И.п.: о.с, руки перед грудью. Мяч в ладонях с растопыренными пальцами. Вращение мяча к себе — от себя, перебирая пальцами.
  3. И.п.: о.с, положение рук произвольно, мяч в правой руке. Энергично сжимать и разжимать мяч пальцами. То же левой рукой.
  4. И.п.: о.с, левая рука вытянута вперед, ладонью вверх. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча вдоль вытянутой руки отпальцев до плеча и обратно. То же другой рукой.
  5. И.п.: стоя на коленях, мяч в правой руке. Энергичное прокатывание мяча вперед-назад по полу. То же левой рукой.
  6. И.п.: сидя, широко расставив ноги. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча круговыми движениями. То же левой рукой.
  7. И.п.: о.с, руки перед грудью, левая ладонь над правой. Мяч между ними. Смена положения ладоней вращательными движениями, не роняя мяча.
  8. То же упражнение, но мяч удерживают указательные пальцы рук. Все упражнения выполняются в медленном темпе, дозировка! зависит от подготовленности и тренированности детей.

 Комплекс 2.

 1. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.

1)  руки через стороны вверх, подняться и передать мяч в правую руку — вдох;

2)  опустить руки вниз — выдох;

3)  повторить то же самое, передавая мяч из правой руки в левую.

При передаче мяча смотреть вверх. Руки вверху должны быть точно над головой.

2.  И.п.: стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке.

1)  наклон вправо, руки за голову, передавая мяч в правую руку;   

2)  выпрямиться, руки вниз;

3)  то же — в другую сторону, передавая мяч в левую руку. При передаче мяча локти отведены в стороны, назад. Дыхание произвольное, темп средний. 3.  И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.

1)  наклон вперед и, опуская руки, передать мяч позади голеней в правую руку;

2)  выпрямиться.

4.  И.п.: стойка ноги вместе, руки в стороны. Мяч в правой руке.

1)   глубокий присед, колени вместе, руки вниз — передать мяч в левую руку

(у носков ног) — выдох;

2)   встать, руки в стороны — выдох;

3)   то же, передавая мяч в правую руку.

  1. И.п.: упор, стоя на коленях, мяч на полу между ног. 1) наклониться, коснуться мяча головой.
  2. И.п.: основная стойка. Прыжки вокруг мяча.

 Игры с мячом с использованием дидактических пособий

Ниже предлагается описание пособий, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения.

Пособия могут быть выполнены в виде панно из ткани различной фактуры с объемной вышивкой. Ткань натянута на твердую основу (картон, пластик, тонкая фанера). Объемная вышивка позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

 1.«Разноцветные шары»

Ребёнок прокатывают шарик снизу-вверх различными пальцами правой или левой руки. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме вышитых шариков.

Движения пальцев можно сопровождать стихотворением:

Шарик, шарик, не грусти, Что тебя я отпустил. Но ты так хотел на небо — Ты ж еще на небе не был!

2.«Дождик»

Ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами правой или левой руки, имитируя дождик.

Движения сопровождаются стихотворением:

Дождик крапал, капал, лил И по улице бродил. Намочил он всех прохожих, Друг на друга не похожих.

Лишь под зонтик не попал:

Капнул в лужу — и пропал!

3.  «Парашютисты»

Упражнение выполняется аналогично предыдущим. Прокатывание шариков сопровождается пропеванием обозначенных гласных звуков.

Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоем Звуки гласные поем: А — У... До земли тут метров триста, И поют парашютисты:

А — У И — О

Э — И

4.  «Плывет, едет, скачет»

Ребёнок прокатывает шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая движения стихотворениями:

5. Машина

Как у синей у машины Об асфальт шуршали шины. Едет-едет по дорожке И пыхтит четвероножка. На ногах — четыре шины, А зовут ее — машина.

6. Мяч

Скачет мячик, как живой.

Мячик, мячик, что с тобой? Ничего он не сказал, Лишь быстрее поскакал.

7. Лодочка

Вот плывет моя ладья.

А на ней плыву и я.

Мы по синим по волнам Приплываем в гости к вам. Я — отважный мореход, Ловкий и умелый. В море парусник плывет

С капитаном смелым.

Игра «Попади в ворота»

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры:

По заданию взрослого ребёнок прокатывает мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

Взрослый: От ворот —поворот Вправо и наоборот.

Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры.

Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания:

  • Какой обруч находится слева (справа)?
  • Стукни три раза мячом в правый обруч.
  • Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
  • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

                                                              Подготовила педагог : Червоненко О.М.

 

 

 

 

 

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город