Методическая копилка
Управленческий портфель
Городской проект
Безопасность
Мониторинг качества дошкольного образования
Страницы педагогов
Диагностика психологическая готовность к школьному обучению
- Категория: Консультации педагога-психолога
- Обновлено 16.04.2023 08:17
- Создано 19.01.2023 08:13
Диагностика психологическая готовность к школьному обучению
Диагностика самооценки
Общаясь с ровесниками, ребенок уже может замечать определенные способности других, сравнивает себя с ними и дает оценку собственным способностям. И не всегда остается доволен. Кому-то легче даются задачи, кто-то лучше рисует или поет, кому-то проще найти общий язык с другими детьми. И начинаются переживания не только у детей, но и родителей.
Одним из методов, определяющих детскую самооценку, является тест «Лесенка». Тестирование достаточно простое, но результат важен для развития. Мы сможем понять как ребенок оценивает себя сам и как, по его мнению, оценивают его другие.
Тест «Лесенка»
Нарисуем лесенку с 7 ступенями. Пронумеруем так, чтобы верхняя была №1, а нижняя - №7. Вырезаем фигурку мальчика или девочки.
Объясните условия тестирования – чем выше по лестнице, тем лучше ребенок:
• На самый верх мы поставим лучших деток, они умны, их хвалят воспитатели и любят родители.
• На средние ступени (2-3) – хороших.
• Четвертую займут ни плохие, ни хорошие.
• На последних (5-6-7) – чем ниже, тем хуже дети. У них ничего не получается.
Предложите ему найти свое место на этой лестнице.
Анализ результатов
Ступенька №:
1. Завышенная самооценка
2. Адекватная
3. Адекватная
4. Заниженная
5. Низкая
6. Резко заниженная
7. Резко заниженная
Становится понятным, что, располагая себя на трех нижних ступеньках, ребенок нуждается в помощи. Это плохой сигнал.
Обратите внимание, возможно ему не хватает общения с вами или у вас неправильные методы воспитания.
№4 является крайней нормой. Если ребенок не может дать четкий ответ, вроде он и хороший, воспитатель хвалит за хорошее поведение и активное участие, но мама часто ругает. Такую позицию дети занимают из-за проблем во взаимоотношениях с людьми, которых считают важными в своей жизни.
И, наконец, три верхние ступени – высокие показатели:
• Первое место считается нормой для дошкольников. Доверяя словам родных (ты самый лучший, лучше всех пишешь, считаешь, рисуешь), у ребенка формируется положительное отношение к себе. Я – лучше, поэтому ставлю себя на первое место.
• Вторая и третья ступень – адекватно оценивает себя и это считается самым нормальным вариантом развития. Я хороший, потому что хорошо занимаюсь, помогаю родителям, у меня много друзей.
Только доверительные отношения, постоянное общение с семьей, вера в ребенка, понимание причин трудностей поможет ему сформировать правильную адекватную оценку самого себя.
Подготовила педагог-психолог Валентина Михайловна Крикота