• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультации медицинской сестры

Здоровое питание - здоровый ребенок

Общеизвестный факт, чтобы питание приносило пользу, оно должно быть сбалансированным, здоровым и съеденным с удовольствием! Когда дело касается детей, здоровая пища – вопрос особенно острый. Все родители знают о пользе и вреде продуктов, аллергических реакциях, но не каждая мама действительно ответственно выбирает продукты для ребенка. В нашем государстве очень строгий подход к питанию в детских учреждениях. Для него установлены соответствующие нормы. Приходя в детский сад, каждый родитель может увидеть меню и нормы питания, а о вкусовых качествах лучше спросить у детей. Конечно, не все блюда нравятся. Про кашу, кисель (и мало ли что еще) ребенок, может сказать «фу». Это понятно, невозможно удовлетворить все пристрастия детей. Много зависит, как питается ребенок в семье. Кормят ли его с ложки или балуют любимыми шоколадками вместо полноценной пищи. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д. И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы. А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду!
А детские сады, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир с ряженкой.

Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта. Чаще всего дети, глядя друг на друга, с удовольствием едят суп, запеканки и омлеты. Вспомните детство – такие суфле и запеканки не всегда дома приготовят. Ребѐнок должен получать достаточное количество питательных веществ, которые обеспечат его потребности в энергии и основных компонентах (белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамины). Пища должна быть разнообразной, сбалансированной и содержать
необходимое соотношение компонентов питания.
Питание должно опережающее сопровождать все процессы роста и развития организма ребѐнка, другими словами, подрастая, ребѐнок не должен испытывать нехватку пищи и питательных веществ. Меню детского сада по установленным нормам имеет тщательно просчитанную энергетическую ценность. Например, дневная норма для ребенка младше трех лет составляет 1540 ккал, а старше трех лет – 1900
ккал. Именно, исходя из этих цифр, и подбирается меню в детском саду.

Первым делом в детском саду ваш малыш получит завтрак - иногда это молочная каша, бутерброд со сливочным маслом и сыром, чай или какао. Чуть позже по распорядку следует второй завтрак, на который обычно дают либо фруктовый сок, либо фрукт или кисломолочный продукт.
Обед – самая важная трапеза, которая состоит из полноценного первого, второго с гарниром, салата из овощей, ну и, конечно, сок или компот в качестве третьего. После сна детки обычно полдничают – чаще всего на полдник в саду дают блюда из творога, вкусные булочки или пирожки, чай. В каждом дошкольном учреждении детей кормят полноценно и качественно. Важно отметить одно из правил, согласно которому детей не могут кормить одним и тем же блюдом чаще, чем один раз в двадцать дней. Вот почему рацион детей в детском саду довольно разнообразен.
Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребѐнка в семье. Нужно стремиться. Чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью родители должны знакомиться с меню, ежедневно вывешиваемое в группах. Поэтому на ужин лучше предлагать те продукты и блюда, которые ребѐнок не получал в детском саду, а в выходные и праздники его рацион лучше приблизить к садовскому

Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно-таки сложное дело.

 

Прививки "От А до Я"

Элемент дизайна

Прививки "От А до Я" (вопросы и ответы)

Незрелость детского иммунитета, вредные вещества в вакцинах, тяжелые побочные эффекты – является ли все это весомым поводом для того, чтобы отказаться от прививок? Каждый родитель желает своему ребенку только добра и стремится делать то, что для него полезно. Но иногда такое стремление приводит к прямо противоположному эффекту. Это может происходить из-за недостаточной информированности или ошибочных убеждений. Перечислим 8 самых распространенных аргументов, которые приводят родители, отказывающиеся вакцинировать своих детей, и попробуем разобраться, насколько они обоснованы.
Вопрос 1. «Сейчас в прививочном календаре так много вакцин – что же станет с иммунной системой ребенка?»
Действительно, несколько десятилетий назад дети получали меньше вакцин, чем сейчас. Например, наших мам, пап, бабушек и дедушек в детстве не вакцинировали против гепатита и гриппа. Современному ребенку вводят больше доз прививок, но именно благодаря этому он защищен от большего количества заболеваний.
В случае с прививками значение имеет не количество, а качество. Антигены в вакцинах составляют лишь небольшую часть от тех, с которыми организму ребенка приходится сталкиваться ежедневно. Если бы все прививки, входящие в прививочный календарь, вместе могли бы ослаблять детский иммунитет, то антигены, постоянно присутствующие в воздухе, и вовсе бы его уничтожили. К счастью, у здоровых детей этого не происходит.
Вопрос 2. «Иммунная система ребенка не созрела, поэтому делать все вакцины, как положено по календарю, опасно. Лучше сделать только самые важные, а остальные отложить».
Прививочный календарь, которым руководствуются современные российские педиатры, составлен не просто так. Именно такая последовательность прививок обеспечивает для ребенка максимальную защиту. Нет никаких доказательств того, что увеличив интервал между прививками, их можно сделать более безопасными.
Вопрос 3. «В вакцинах полно токсичных веществ. Они содержат ртуть, алюминий, формальдегид и даже антифриз».
Вакцина – это вода с растворенными в ней антигенами и вспомогательными веществами, которые стабилизируют раствор и повышают эффективность. Именно последние чаще всего вызывают беспокойство у родителей – нередко можно услышать о том, что в прививках содержатся вредные вещества.
В состав некоторых вакцин входит соединение ртути – тиомерсал. Уже давно доказано, что в небольших дозах он превращается в организме в этилртуть и быстро выводится, не причиняя вреда. Куда более опасно другое соединение – метилртуть, содержащаяся в некоторых рыбах. Все же в целях предосторожности с 2001 года тиомерсал практически не используют в однодозовых вакцинах.
Соли алюминия в составе вакцины помогают усилить иммунный ответ на антиген. Из-за алюминия в месте укола может возникнуть покраснение или припухлость, но все же с прививками организм ребенка получает этого металла меньше, чем с грудным молоком и смесями для искусственного вскармливания. Алюминий – «мертвый» металл, он не играет значимой роли в организме человека, но присутствует в воде, воздухе, почве. В некоторых вакцинах в качестве консерванта используют формальдегид. Правда, в меньших количествах по сравнению даже с теми, которые в норме вырабатывает организм ребенка.
Что же касается антифриза, то в вакцинах его нет. Просто некоторых родителей вводят в заблуждение похожие названия компонентов, указанные на упаковке.
Вопрос 4. «Эффективность вакцин сомнительна. В прошлом году в садике всех детей привили от гриппа, а они всё равно заболели».
В большинстве случаев эффективность вакцин составляет 85-95%. Этого достаточно, чтобы остановить распространение многих инфекций. Прививки против гриппа стоят особняком. Вирус отличается необычайной изменчивостью – каждый год появляется новый штамм, к встрече с которым иммунитет большинства людей не готов. Ученые пытаются прогнозировать, как возбудитель изменится в очередной раз, и на основе этих прогнозов создают новые вакцины. Предсказания бывают точны не всегда: если ученые не смогут правильно «угадать» новый штамм – эффективность вакцины будет низкой. Но даже если удалось уменьшить заболеваемость на несколько процентов, это означает десятки и сотни тысяч предотвращенных случаев инфекции. И это тоже хорошо.
Вопрос 5. «Если бы прививки были такими безопасными, с ними не было бы связано столько громких дел».
Во-первых, иски производителям вакцин предъявляют не так часто – по американской статистике, примерно 1 иск на каждый миллион введенных доз. Если бы прививки действительно часто вызывали осложнения, судебных разбирательств было бы намного больше.
Во-вторых, зачастую вред вакцин фактически так и остается недоказанным, даже если суд удовлетворяет иск родителей. Очень редко прививки могут давать побочные эффекты.
Вопрос 6. «Вакцины – лишь средство обогащения для врачей и фармацевтических компаний. На здоровье ребенка всем плевать».
Производитель лекарств, пытающийся озолотиться на вакцинах, – то же самое, что автопроизводитель, который решил, что выгоднее всего выпускать только автокресла, а не целые автомобили. Если же говорить об участковых педиатрах, то они с прививок не имеют вообще ничего.
Вопрос 7. «Побочные эффекты вакцин зачастую еще хуже, чем сама болезнь».
Обычно исследования новых вакцин, перед их внедрением в клиническую практику, занимают около 15-ти лет. Их эффективность и безопасность тщательно изучают, только после этого они могут быть утверждены. Новые вакцины сначала проверяют на взрослых, и только после этого начинают вводить детям.
Вопрос 8. «Это мой ребенок, и я сам(а) решаю, нужны ли ему прививки. Я читал(а) много литературы и сделал(а) осознанный выбор: прививки нам не нужны».
Для того чтобы получить диплом врача, нужно отучиться 5 лет в институте (педиатрам – 6), а для того чтобы стать обладателем сертификата специалиста, потребуется еще год интернатуры или два года ординатуры. Знания, которые дают в медицинских ВУЗах, это не просто программа, это результат опыта, который ученые и выдающиеся врачи копили веками, зачастую методом проб и ошибок.
Даже если вы прочитали десятки книг о прививках (которые, кстати, далеко не всегда пишут настоящие врачи), вы всё равно не получите те знания о бактериях, вирусах и иммунитете, которыми обладает человек, потративший минимум пять лет жизни на обучение.
Прививки защищают ребенка от инфекций и приносят его здоровью пользу. Это та цель, к которой стремятся все: родители, врачи и производители вакцин.

Медицинская сестра
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Зайкина Татьяна Михайловна

Болезнь грязных рук

Человеческий организм неплохо приспособлен для сосуществования с различными микробами. Даже с так называемыми патогенными — возбудителями заболеваний. И если, скажем, у кишечной или дизентерийной палочки появится возможность проникнуть в наш организм — с немытого помидора или грязных рук, — ей предстоит преодолеть несколько защитных барьеров.

Так, в слюне содержится фермент амилаза, способный расщепить некоторые микробы. Соляная кислота, входящая в состав желудочного сока, в состоянии бороться с патогенными микроорганизмами, вместе с пищей попавшими в желудок. В двенадцатиперстной кишке «нарушителей спокойствия» поджидает желчь, а в кишечнике — особые ферменты. Бывает, что в результате всех этих усилий нашего организма патогенная флора погибает, — и человек так и не узнает, что ему угрожало. Но «прочность» всех этих барьеров напрямую зависит от общего состояния здоровья.

В конечном итоге исход встречи с патогенными микроорганизмами зависит от индивидуального иммунитета. Ребенок-беженец, просящий милостыню в подземном переходе, может сколько угодно сидеть на грязном полу и даже есть с него — у него не будет кишечной инфекции. Он с раннего детства живет в этой среде, и его организм успел к ней приспособиться. А вот домашний ребенок, подержавшись с ним за один поручень в метро, может и заболеть, если, придя домой, не вымоет руки.

Нельзя сказать, что мытьем рук с мылом он «уничтожит все известные микробы». Это и не нужно. Из 4,5-5 млн. микроорганизмов, которые «проживают» на ладонях любого человека, от 3,5-4 миллионов можно избавиться, если два раза вымыть руки с мылом. (Просто воды — механического воздействия — недостаточно, нужна химическая реакция, которая и происходит благодаря мылу). Но один миллион останется. Этого как раз достаточно, чтобы заболевания не произошло, а иммунитет у ребенка вырабатывался. В стерильной обстановке, где отсутствует всякий контакт человека с микробами, организму не на что давать иммунный ответ, иммунитет не тренируется. Поэтому порой так тяжело болеют дети из обеспеченных семей — создавая для них защиту от «грязи» внешнего мира, родители подрывают защиту внутреннюю.

Кишечные инфекции

Все они передаются фекально-оральным способом: сходили в туалет, недостаточно чисто вымыли руки, сели за стол и отправили возбудителя инфекции вместе с пищей в недра желудочно-кишечного тракта. От того, с каким микробом нам пришлось столкнуться, зависят клинические проявления заболевания. Так, у ребенка, заболевшего дизентерией, сильно болит живот, он бледный, часто ходит согнувшись, все время хочет в туалет. Стул при дизентерии с примесями крови, со слизью, зеленью и в очень небольшом количестве.

Совет: ягоды, которые покупаете на рынке, обязательно подвергайте термической обработке: варите компоты, варенье. Не давайте детям есть свежую клубнику неизвестного происхождения!

Очень опасна для ребенка встреча с холерным вибрионом: он подвержен действию желудочного сока, но у детей, в отличие от взрослых, его вырабатывается недостаточно.

Глистные инвазии

Если у малыша есть собака или кошка, ему можно только позавидовать: он растет в комфортной психологической среде. Но с биологической точки зрения эта среда таит в себе опасность заражения глистами: кошки известны как промежуточные хозяева аскарид, от собаки можно заразиться острицами (токсокарозом). Яйца этих гельминтов легко попадают с шерсти животных на руки ребенка, а оттуда — в пищеварительную систему. Опасность глистных инвазий (проникновений внутрь организма) в том, что внешне заболевание может ничем не проявляться, анализы будут хорошими, а ребенок и вся его семья годами будут носителями гельминтов, которые питаются за счет человеческого организма и легко переходят от одного носителя к другому. Вот почему при подозрении на глисты мало лечить одного ребенка: курс лечения одновременно должны пройти все члены семьи и все животные, содержащиеся в доме, чтобы разорвать этот порочный круг.

Сальмонеллез

Лет десять назад средства массовой информации изрядно напугали любителей гоголя-моголя и белковых кремов: яйца варить не менее 20 минут, иначе заработаете сальмонеллез! С течением времени страхи позабылись, как и важное правило: перед употреблением куриное яйцо надо вымыть. Можно щеточкой с мылом. Потому что коварные сальмонеллы проживают не в белке или желтке (правда, если яйцо не первой свежести, могут проникнуть и внутрь), а на поверхности скорлупы. Разбивая «грязное» яйцо, мы заносим сальмонеллы в яичную массу. И теперь ее необходимо подвергать длительной тепловой обработке. И совсем мало кто знает, что прекрасная питательная среда для сальмонелле-за — молочные продукты.

Специалисты Института гигиены детей и подростков настоятельно рекомендуют не оставлять открытые пакеты с кефиром, молоком, детским питанием вне холодильника даже на короткое время, сразу выпивать приготовленную порцию, защищать молочные продукты от мух. У детей сальмонеллез протекает особенно тяжело — ребенок становится разгоряченным, раздражительным, испытывает сильную интоксикацию, стул обильный, насыщен газами.

Правило первое: мыть руки перед едой (а если перекусываете на улице, держать пищу в упаковке или салфетке), после туалета, приходя домой с улицы, после общения с животными. Если вы знаете, что вымыть руки не удастся, а надо бы, запаситесь одноразовыми увлажненными бактерицидными салфетками.

Правило второе: никогда, ни при каких условиях не пробовать и не есть немытые фрукты, овощи, в том числе на рынках. С вами может ничего не случиться, но вашему примеру неизбежно последует ребенок.

Правило третье: чистыми должны быть не только руки и продукты, но и то место, где вы живете. Вовремя опустошайте мусорное ведро у себя дома. Оборудуйте на даче место для утилизации растительных отходов. Отдохнув на природе, увозите мусор с собой. У нас это пока не принято, но представьте, что захотите приехать сюда через недельку. Что вы обнаружите? Не допускайте, чтобы от брошенного вами мусора страдали ваши дети.

 Желаем Вам здоровья!

Медицинская сестра
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Зайкина Татьяна Михайловна

Ротавирусная инфекция

Кишечный грипп, желудочный грипп, ротавирусная инфекция – много названий одного и того же заболевания, весьма неприятного, тяжело протекающего, особенно у маленьких детей, и требующего незамедлительной врачебной помощи.
Ротавирусная инфекция представляет собой острое инфекционное заболевание. Для него характерно резкое начало – устойчивое повышение температуры тела, а также сочетание кишечного и респираторного синдромов.
Заболевание встречается как спорадически, так и может лечь в основу эпидемии, особенно в детских коллективах или в отеле на отдыхе. Можно отметить сезонность ротавирусной инфекции – так, пик заболеваемости в нашей стране приходится на холодное время года, с ноября по апрель включительно, а в жарких странах – на период отпусков.

Откуда берется заболевание?
Ротавирус очень устойчив к окружающей среде, поэтому его распространение не составляет труда. Недаром эту инфекцию называют «болезнью грязных рук», ведь вирус передается через немытые детские ладошки!
Вспышки заболевания чаще всего наблюдаются в скученных детских коллективах, садиках и школах. Также ротавирус может попадать в организм ребенка через инфицированные продукты питания, игрушки, качели-карусели на детской площадке. Особенно в этом плане стоит остерегаться бассейнов при отелях на отдыхе, в них ротавирус чувствует себя буквально как рыба в воде, его не убивает и не инактивирует ни хлорка, ни низкие температуры, и даже при нагревании он погибает далеко не сразу.

Симптомы ротавирусной инфекции
Инкубационный период, то есть, время от момента попадания вируса в организм ребенка до появления первых симптомов заболевания, составляет от одного до пяти дней, после чего наступает острый период. Малыш становится слабым и вялым, отказывается от еды, а температура тела резко поднимается. Также ребенок может жаловаться на боль в горле и заложенность носа. 
Наиболее опасными симптомами ротавирусной инфекции по праву считаются обильные рвота и понос несколько раз в сутки, в результате очень быстро может развиваться обезвоживание – опасное для жизни ребенка состояние.
Обильная рвота возникает как на фоне полного спокойствия, так и сразу же после приема пищи или большого количества жидкости. Именно поэтому первые сутки-двое лучше значительно ограничить количество еды (и уж тем более не заставлять ребенка, если он не хочет кушать), а также грамотного отпаивать его, о чем будет рассказано далее.
Малыши часто жалуются на боли в животе, а мама может услышать урчание – это характерно для гастроэнтерита. Стул становится частым, жидким, обильным, пенистым и даже зловонным.
Повышение температуры очень стойкое, трудно поддающееся воздействию жаропонижающих средств, которые, к тому же, трудно дать ребенку, учитывая активную рвоту и понос.

Диагностика ротавирусной инфекции
Как правило, диагностика не вызывает у доктора существенных затруднений и основывается на характерных симптомах данного заболевания, а также эпидемиологических данных (нет ли в области вспышек инфекции, не выезжал ли ребенок в течение последней недели за пределы города и т.д.). Для подтверждения своих предположений доктор должен назначить анализ кала для выявления возбудителя. Однако результаты анализов готовятся несколько дней, а откладывать лечение никак нельзя. Поэтому доктор подбирает терапию в соответствии с симптомами, тем более, что специфического лечения ротавирусной инфекции не существует.

Как лечить ротавирусную инфекцию
Как уже было сказано, специальных препаратов для лечения ротавирусной инфекции нет, поэтому доктор составляет план комплексной терапии, основной целью которой является устранение симптоматики заболевания.
Для снижения температуры рекомендованы препараты на основе ибупрофена или парацетамола в виде сиропов (если рвота редкая) и свечей (если стул позволяет). Чаще всего доктор сочетает оба средства, а при обильном поносе и рвоте – внутримышечное введение жаропонижающей смеси препаратов. Не стоит забывать также и физические методы охлаждения: если нет озноба, ребенка нужно раздеть. Можно обильно смочить губку и протереть малыша водой с небольшим добавлением уксуса, затем обмахнуть полотенцем до полного высыхания (детки, как правило, очень кричат и плачут, так как им некомфортно), а затем накрыть тонкой простынкой.
Для помощи животику назначаются кишечные антисептики, а также препараты для нормализации кишечной микрофлоры. Горло орошается противовоспалительными спреями, нос промывают препаратами на основе морской воды.
Важнейшей задачей является восполнение потерянной жидкости водой и специальными солевыми растворами. Причем очень важно делать это очень медленно, по схеме: 1 чайная ложна раз в 1-2-3 минуты. Если ребенку дать выпить разом даже 100 мл, большая вероятность, что у него возникнет рвота. Медленное отпаивание гораздо эффективнее. Если же рвота и понос излишне обильны, то отпоить таким образом не получится – требуется введение раствором внутривенно.

Медицинская сестра
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Зайкина Татьяна Михайловна

Закаливание детей в домашних условиях

Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми с больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым.

Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основными правилами закаливания являются следующие:

  1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.
  2. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.
  3. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.
  4. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.
  5. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.
  6. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.
  7. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.
  8. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному. Методы закаливания:

  1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.
  2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня. Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.
  3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.
  4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.
  5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.
  6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.
  7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.
  8. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.
  9. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.

Медицинская сестра
МБУ д/с № 52 «Золотой улей»
Зайкина Татьяна Михайловна

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город