• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Недостатки развития речи у дошкольников

Элемент дизайнаНедостатки развития речи дошкольника
и их проявления в школьном периоде

Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же  учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут освоить учебный материал и их школьный путь оказывается тернистым и трудным.
При этом родителей особенно удивляет, что в дошкольном возрасте их ребенок, казалось бы, развивался совершенно нормально и был «таким как все». Об этих детях и пойдет речь. Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с   не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в речевом развитии. 

У ребенка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживаться «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т. д. Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. По этой причине в дошкольном возрасте, пока  к ней не предъявляют особых требований, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них.

Но дело резко меняется с началом школьного периода обучения, когда к речи предъявляются повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не поможет, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять.

В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.

Рассмотрим примеры специфических ошибок у детей на письме и разберем их причины. Речь пойдет о четырех основных группах специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил.

Замена букв по принципу сходства соответствующих им букв.
В этих случаях ребенок пишет вместо шапка – сапка,  калтина вместо  картина,  томик  вместо  домик,  ден место день и т. д. Почему же так происходит.  А потому, что в устной речи ребенок называет  мишку  «миской»,  шапку  «сапкой»  из-за того, что у него нет звука  «Ш»  или он заменяет его другим звуком. В этом случае родители не позаботились, чтобы у ребенка были все звуки. Тут многие родители и успокоились « У моего ребенка все звуки есть, и ему это не грозит». Но тут важно не только правильно произносить звук, но  и уметь отличать его на слух от других.

В следующем диктанте мы видим, что ребенок опускает некоторые буквы, пишет все слова слитно. А в нижнем примере вообще нужен специальный перевод. Почему же происходят такие нарушения. Основная причина в том, что этот ребенок не овладел навыками анализа слова и просто не представляет себе их структуры. Важно научить детей определять количество слов в предложении, их последовательность, количество звуков в слове, их последовательность. С помощью разнообразных игр ребенок овладевает звуко-слоговым анализом.

В третьем диктанте   видны аграмматизмы на письме, т.е. написание вопреки правилам грамматики. В этом случае надо было заранее позаботиться об устной речи ребенка, потому что «как говорю, так и пишу». Необходимо научить детей согласовывать разные части речи, правильно употреблять их в сочетаниях, в связной речи.

В следующем диктанте происходит замена букв и искаженное их написание. Например, ребенок пишет букву «И» вместо «Ш», букву «П» вместо «Т» и т. д. Можно подумать, что он не выучил буквы. Но здесь причина гораздо глубже. У этого ребенка недостаточно сформированы пространственные представления (он путает «выше – ниже», «справа – слева», «ближе – дальше»…). Работа по формированию пространственных представлений должна вестись как воспитателями, так и инструктором физкультуры.

Теперь Вы знаете, какие бывают основные нарушения. Родителям никак нельзя расслабляться. Хочется верить, что среди Вас нет равнодушных. Последние два образца диктантов показывают, что можно исправить письмо ребенка, но на это уйдет много времени. А, как известно, легче предупредить, чем исправлять последствия.    

         Логопед 
    Кропилова С.А.

 

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город