• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультации педагога-психолога

Готовность детей и родителей к школе

К чему приводит поступление ребенка в школу?

Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к:
— необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха;
— значительному увеличению времени без активного движения;
— пребыванию длительное время в закрытом помещении с шумом и толчеей на переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в перерывах между уроками);
— необходимости полного самообслуживания в раздевалке, за учебной партой, в столовой, туалете;
— «завоеванию» своего места в новом коллективе из 25-30 сверстников;
— резкому изменению характера взаимоотношений со взрослыми;
— большому объему интеллектуальной учебной информации и т.д.
Адаптационный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассника ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно готовить его к обучению еще в детском саду и в семье. Углубленная подготовка даст возможность ребенку получить удовлетворение от собственных знаний, поверить в свои силы.

Как сформировать положительное отношение к школе?

Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд. Но недопустимы и высказывания типа «что же ты будешь делать в школе?» или «вот уж там тебя, наконец, научат порядку!».
Напротив, внушайте детям:
— ты сможешь все, если немного постараешься;
— в школе можно многое узнать и многому научиться, стоит только захотеть;
— в классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все дети в классе сразу тебе понравятся (расскажите, с кем и как вы сами дружили в школе).
Объясните детям, что сначала они могут скучать по детскому саду, дому, все «школьное» может им показаться чужим. Это чувство быстро пройдет, постепенно они привыкнут к новой обстановке. Вспомните о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите, как вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если сами испытывали тревогу. Настройте детей на то, что у них будут новые обязанности. Подчеркните, что они подросли, стали взрослее. Это означает, что им будут не только больше доверять, но и больше с них требовать.

Как относиться к оценкам?

Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.
В этой связи от взрослых требуется:
— объективно оценивать результаты работы будущего школьника;
— сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находить причины неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок;
— выяснить, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него не получилось, почему;
— выразить уверенность, что в предстоящем обучении, он добьется хороших результатов;
— поддержать само стремление к творчеству и трудолюбие.

Советы родителям

— Четко сформулируйте для себя, чего именно вы хотите от своего ребенка.
— Искренне радуйтесь каждому успеху ребенка, будь то красиво написанная буква или самостоятельно собранный портфель.
— Терпеливо и с любовью объясняйте ребенку то, чего он не понял.
— Поднимайте ребенка утром так, чтобы он приходил в школу за 15-20 минут до звонка.
— Уважайте ребенка и его труд.
— Не требуйте только отличных оценок.
— Помните о том, что ребенок пришел в школу учиться и потому имеет право на ошибку.
— Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми - у каждого есть свои достоинства и недостатки.
— Не делайте за ребенка домашнее задание — такая помощь ему не нужна.
— Внимательно выслушивайте ребенка, вникайте в его проблемы, какими бы незначительными они вам ни казались.
— Не позволяйте долго сидеть у телевизора или компьютера — это отрицательно сказывается на общем состоянии.
— Чаще советуйтесь с учителем.
— Не обсуждайте при ребенке его учителя.
— Давайте ребенку возможность исправлять ошибки и помогайте ему в этом.
— Всегда верьте в своего ребенка, любите его такого, какой он есть.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна 

 

Почему ребенок грызёт ногти?

Элемент дизайна

Почему ребёнок грызёт ногти?

Многие родители полагают: если ребёнок грызёт ногти – это всего лишь дурная привычка, от которой рано или поздно он отучится. Успокоив себя подобными выводами, родители бездействуют. И зря! «Всего лишь дурная привычка» скрывает серьёзную проблему. Чаще всего эта привычка связана со стрессом, нервным напряжением, переживаниями. Поэтому если вы заметили, что малыш грызёт ногти, не ругайте его, не наказывайте, а постарайтесь выяснить, что его тревожит.

Причины
Понаблюдайте за ребёнком и обратите внимание, в каких ситуациях он грызёт ногти. В младшем возрасте дети часто делают это в момент отучения от соски. Малышу элементарно может не хватать вашего внимания. Также малыш может грызть ногти, если испытывает чувство страха, неуверенности. Нередко вредная привычка становится следствием грубого или безразличного отношения родителей к ребёнку. Вспомните, возможно, вы сами в последнее время слишком много нервничали, были чрезмерно заняты или суровы с малышом, часто ругали его? Он мог почувствовать себя никому не нужным или в чём-то виноватым, а это уже серьёзный повод для переживаний.

Для детей 6-7 лет испытанием становится школа. Не всегда адаптация к школьной жизни проходит гладко. Ребёнок может чувствовать себя неуверенно, его могут обижать сверстники, недостаточно внимательно относиться педагоги. Чтобы успокоиться, он неосознанно начинает покусывать не только свои пальцы и ногти, но и всё, что попадается под руку – ручку, линейку, карандаш.

Как помочь?
Первое правило – не ругать и не одёргивать ребёнка. Гораздо быстрее вы добьётесь успеха, если обучите сына или дочь приёмом снятия напряжения. Самый простой способ – предложить ребёнку в моменты волнения держать в руках любимую игрушку, поглаживать её или просто крепко сжимать и разжимать кулачки, при этом глубоко дышать, стараясь услышать своё дыхание. Как только заметите, что ребёнок подносит руки ко рту, отвлеките его каким-нибудь занятием.

Чаще обнимайте и ласкайте своего ребёнка – это лучший способ снять нервное напряжение. Часто дети начинают грызть ногти во время просмотра телевизора: это указывает на растущее нервное напряжение. Впечатлительному и легковозбудимому ребёнку стоит ограничивать время просмотра телевизора и тщательно следить за тем, что именно он смотрит. Важно, чтобы телепередачи соответствовали его возрасту, были спокойными, не содержали сцен, которые могут разволновать или испугать малыша.

Отучить ребенка грызть ногти гораздо легче, когда эта привычка только появилась, чем спустя несколько лет. К сожалению, большинство из нас слишком хорошо понимает это и потому спешит что-то предпринять как можно быстрее. Но тут самое главное — не переусердствовать, а действовать правильно, то есть не спеша, спо¬койно и в полной уверенности, что все будет хорошо. Разумеется, если бы мы и во всех других отношениях вели бы себя столь же разумно, очень возможно, дурная привычка и не появилась бы у ребенка. Но поскольку мы не можем переделать себя даже из любви к своему ребенку, попытаемся хотя бы сделать следующее по значимости усилие-умерим нашу склонность наказывать ребенка. Если вы испробовали всё, а ситуация к лучшему не меняется, придётся прибегнуть к помощи детского психолога. Главное – не оставляйте ситуацию без контроля! Само собой это не пройдет.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Вырастить лузера: семь ошибок воспитания

Эксперт по лидерству, автор психологических бестселлеров Тим Элмор за время своих исследований выявил типичные ошибки родителей, которые заранее программируют в детях неуверенность и ограничивают их шансы стать успешными в карьере и личной жизни.

1. Мы не даем детям рисковать. Мы живем в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Лозунг «Безопасность превыше всего» усиливает наш страх потерять детей, поэтому мы окружаем их всеобщей заботой. Европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями. Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально. Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения. Исключая риск из жизни детей, взрослые порождают у них высокомерие, заносчивость и низкую самооценку в будущем.

 2. Мы слишком быстро бросаемся на помощь. Сегодняшнее поколение молодых людей не развило в себе некоторые умения, которые были присущи детям 30 лет назад. Когда мы слишком скоро приходим на помощь и чрезмерно окружаем ребенка «заботой», мы лишаем его необходимости самому искать выход из сложных ситуаций. Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то их всегда спасает: «Если я ошибусь или не достигну цели, то взрослые исправят и разгребут последствия». Хотя в действительности мир взрослых отношений устроен совершенно иначе. Ваши дети рискуют оказаться неприспособленными к взрослой жизни.

 3. Мы слишком легко восторгаемся ими. Движение за повышение самооценки началось еще с поколения бэби-бумеров, а в 1980-е оно пустило корни в школе. Правило «каждый участник получает кубок» позволяет ребенку почувствовать себя особенным. Но исследования современных психологов показывают, что такой метод поощрения имеет непредвиденные последствия. Через какое-то время ребенок замечает, что единственные люди, кто считает его замечательным, — это мама и папа, а остальные так не считают. И тогда ребенок начинает сомневаться в объективности своих родителей. Ему приятно получать похвалу, но он понимает, что это никак не связано с действительностью. Со временем такой ребенок учится жульничать, преувеличивать и лгать, чтобы избегать неудобной реальности. Потому что он просто не приспособлен к столкновениям со сложностями.

 4. Мы позволяем чувству вины затмевать хорошее поведение. Ваш ребенок не должен любить вас каждую минуту. Ему предстоит преодолеть много неприятностей в этой жизни, но в этом может помешать избалованность. Поэтому говорите детям «нет» и «не сейчас», чтобы они учились бороться за свои желания и потребности. Если в семье несколько детей, родители обычно считают несправедливым награждать одного ребенка и оставлять обделенным другого. Но награждать всех и всегда нереалистично. Такими действиями мы упускаем возможность показать детям, что успех зависит от наших собственных усилий и благих поступков. Дважды подумайте, прежде чем вознаграждать детей поездками в торговые центры. Если ваши отношения основаны только на материальных стимулах, дети не будут чувствовать ни внутренней мотивации, ни безусловной любви.

5. Мы не делимся ошибками из собственного прошлого. Настанет время, когда здоровый подросток обязательно пожелает «расправить крылья» и набить собственные шишки. И взрослый должен разрешить ему сделать это. Но это вовсе не означает, что мы не будем помогать детям ориентироваться в неизвестных вещах и событиях. Поделитесь с детьми ошибками, которые вы совершали в их возрасте, но избегайте излишних нравоучений про курение, алкоголь и наркотики. Дети должны быть готовы к встрече с неприятностями и уметь отвечать за последствия своих решений. Расскажите им, что вы чувствовали, когда столкнулись с похожими обстоятельствами, чем руководствовались в поступках, какие уроки усвоили.

 6. Мы путаем интеллект и одаренность со зрелостью. Интеллект часто используется в качестве меры зрелости ребенка, и в результате родители предполагают, что умный ребенок готов к реальному миру. Это не так. Некоторые профессиональные спортсмены и молодые звезды Голливуда, например, обладают огромным талантом, но все же попадают в публичные скандалы. Не считайте, что ваш ребенок талантлив во всем. Не существует волшебного «возраста ответственности» или руководства о том, когда ребенку пора давать какие-то конкретные свободы. Но есть хорошее правило — наблюдать за другими детьми такого же возраста. Если вы замечаете, что ровесники вашего ребенка гораздо более самостоятельны, то, возможно, вы сами сдерживаете развитие у него независимости.

7. Мы сами не делаем того, чему учим детей. Как родители, мы должны моделировать ту жизнь, которую желаем для наших детей. Сейчас именно мы — лидеры своей семьи, поэтому должны придерживаться правды в отношениях с окружающими. Следите за своими проступками, даже мелкими, потому что за вами наблюдают ваши дети. Если вы не идете в обход правил, то дети будут знать, что это неприемлемо и для них. Покажите детям, что значит всецело и с удовольствием помогать другим. Делайте людей и места лучше, чем они были до вас, и ваши дети будут делать так же.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольника

В конце раннего детства ребёнок включается в разные виды игр – подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В игре ребёнок моделирует сначала действия с предметами, а затем взаимоотношения между людьми. Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, игровые предметы, ролевые взаимоотношения. Основная единица игры – роль взрослого, которую выполняет ребёнок. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. В игре ребёнок учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать своё поведение и поведение партнёра, контролировать его. В игре развивается интеллект ребёнка, в частности знаково-символическая функция сознания, как умение замещать один предмет другим.
В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребёнка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.
Ранний возраст – возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребёнка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными. Но это ещё не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей и она называется изобразительной игрой. Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребёнок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы («моет руки» кубиком, «измеряет температуру» карандашом). Предметы-заместители используются вместо настоящих предметов. Постепенно ребёнок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Сначала ребёнок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребёнок уже изобразил действия другого человека. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребёнок принимает на себя роль раньше, чем начинает игровые действия.
Для младших дошкольников наиболее характерны игры, связанные главным образом с бытовыми, семейными сюжетами. Детям интересны действия взрослых, которые находят отражения в играх. Игры малышей кратковременны, сюжеты очень неустойчивы и однообразны. Обычно они состоят из одной, реже двух сюжетных линий. Имитируя предметную деятельность (режут хлеб, трут морковку, моют посуду), они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращёнными, и не могут заменяться словами.
У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом, игрушкой или атрибутом, попавшим в поле зрения и привлёкшим внимание (если у ребенка в руках кастрюля, то он – мама, а если ложка - он ребёнок). Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, игрушкой, с которыми должно производиться игровое действие. Могут наблюдаться несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации (на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей»). Дети усваивают эмоционально-выразительные ролевые действия и высказывания.
На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным, включающим двух и более участников. Дети 3 лет чаще играют в одиночку, при этом во вторую половину 4 года жизни уже фиксируются игровые объединения по 2-3 ребёнка. Продолжительность такого объединения – от 3-5 минут вначале до 15 минут в дальнейшем, причём дети одной группы могут присоединиться в игре к другим группам и переключиться на что-то другое. Совместная игра создаёт необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, разрешать возникающие споры, недоразумения. Однако в 3-4 года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушаться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Но это руководство должно заключаться не в навязывании детям готовых рецептов (во что и как играть), а в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, игрушки, предметы-заместители, дидактические игры), дающие опыт разнообразного использования объекта. Дети этого возраста использует готовую предметно-игровую среду, подбирая атрибуты по ходу игры, для них важна внешняя привлекательность атрибутов игры.
Средние дошкольники по мере освоения новых областей жизни начинают использовать в своих играх более сложные сюжеты - профессиональные, социальные и др. Дети планируют сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. При этом игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. На протяжении игры прослеживается несколько сюжетных линий (мама не только ухаживает за дочкой, но и водит её в детский сад, шьёт ей платье), наблюдаются объединение игр с разными сюжетами (например, мастерская игрушек, магазин и детский сад).
Основным содержанием игры средних дошкольников становятся взаимодействия и отношения между людьми, отражаемые в ролях, которые дети на себя взяли. При этом роли ярко очерчены и выделены, называются детьми до начала игры. Главные ссоры из-за ролей - кто кем будет, предпочтения отдаются главным ролям.
Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры. Действия, производимые ребёнком, становятся короче, не повторяются, одно действие сменяется другим. Игровые действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Дети нуждаются в партнёрах, которые играли бы вместе с ними, договариваются с другими детьми, вместе организовывают игру, включающую несколько ролей, согласовывают свои действия с действиями других. В совместной игре средние дошкольники учатся вступать в ролевой диалог от лица разных персонажей, используя выразительность движений, жестов, мимику.
В 4-5 лет игровые объединения охватывают от 2 до 5 детей и более, продолжительность совместной игры от 15 до 40-50 минут. При этом обычно игра начинается одним ребёнком, а затем к нему присоединяются другие, предложение одного ребёнка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности. Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. При этом в игре выделяются ролевые (отношения в соответствии с принятыми ролями) и реальные отношения детей (между участниками игры).
В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами предметно-игровой среды помимо игрушек и атрибутики для ролевых игр становятся предметы-заместители, т. к. в это время ребёнок учится отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет. Средние дошкольники используют готовую предметно-игровую среду, дополняя и изменяя её по ходу игры в соответствии с развитием сюжета.
Старшие дошкольники используют всё многообразие сюжетов – бытовые, профессиональные, социальные, общественно-культурные и др. Для детей становятся важными взаимодействия и взаимоотношения взрослых, «правильность» их отражения в играх. Замыслы игры старших дошкольников интереснее, разнообразнее и устойчивее, возрастает количество игровых задач, которые ставят и решают дети, усложняется содержание игры. Воссоздаваемая в играх старших дошкольников сфера реальности продолжает расширяться, появляются также сказочные сюжеты (любимых сказок и кинофильмов), которые могут переплетаться с реальными.
У старших дошкольников содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игра начинается с договора, совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того «бывает так или не бывает». Старшие дошкольники способны брать на себя трудные роли, хотя роль для ребенка тем легче, чем более очевидными для него особенности, нормы и способы поведения изображаемого персонажа. Исполняя ту или иную роль, дети 6-7 лет внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения («Врач так не делает», «Суп после второго не подают»), правильность выполнения этих правил ими жёстко контролируется.
Игровые действия постепенно теряют своё первоначальное значение, собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Они уже поели. Можно идти гулять»). Старшие дошкольники вступают в ролевой диалог от лица разных персонажей, сопровождая его выразительностью движений, жестов, мимики.
Игровые объединения старших дошкольников охватывают 3-5 и более человек, иногда всю группу детей, когда разные сюжеты детских игр объединены в одну игру. Дети 6-7 лет способны играть в одну и ту же игру по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
В старшем дошкольном возрасте ведущее место игрового пространства занимают опорные сигнальные игрушки и полифункциональные предметы (бросовый и природный материал). При этом нет необходимости в большом количестве атрибутов для ролевых игр, т. к. старший дошкольник самостоятельно моделирует предметно-игровую среду, изменяя её в ходе развития сюжета.
У детей старшего дошкольного возраста, наряду с совместной сюжетно-ролевой игрой получает развитие другая её разновидность – режиссёрская игра. Это одиночная игра, но как бы впитывающая опыт совместной. В ней ребёнок не берёт на себя роль, а выступает как режиссёр в театре. Он раздаёт роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передвигает их, придумывая происходящие с ними события.
Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая. Такие игры не возникают в совместной деятельности детей. Их придумывают и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребёнка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу.


Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Театрализованная деятельность

Элемент дизайна

Формирование у дошкольников опыта социальных навыков поведения через театрализованную деятельность

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Вся жизнь детей насыщена игрой. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской театрализованной деятельностью, т.е. воспитание у ребёнка основ общей культуры, приобщение к искусству театра, развитие творческой активности и игровых умений детей.

Театр – это средство эмоционально-эстетического развития детей в детском саду. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость). Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно такая способность к идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-то персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Для работы над продолжительным действием мы рекомендуем брать народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от 3 до 5). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требует специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают роли всех героев. Постепенное знакомство с сюжетом даёт возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки, в её образном строе. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении тетра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлений составляет также чтение детской литературы.

Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах педагог узнаёт мнение малышей: понравилось ли выступление, о чём был сюжет и т.д.

Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссёров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актёров репетирует роли для постановки. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями). Группа гримёров в день представления готовит исполнителей к выходу на сцены.

Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребёнком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребёнку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой – не находиться в стрессовой ситуации. В работе следуют использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребёнок мыслит и действует по-своему.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город