Методическая копилка
Управленческий портфель
Городской проект
Безопасность
Мониторинг качества дошкольного образования
Страницы педагогов
Консультация педагога-психолога о сквернословии ребенка
- Категория: Консультации педагога-психолога
- Обновлено 29.11.2016 16:06
- Создано 29.11.2016 15:58
Что делать, если ваш ребенок сквернословит?
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.
Причины сквернословия:
• бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста);
• повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст);
• стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст);
• желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).
Если сквернословит маленький ребенок:
1) объясните, что эти слова являются неприличными и оскорбительными для тех, кто их слышит;
2) скажите, что некоторые люди настолько несдержанные и невоспитанные, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека;
3) не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания — видя, что вы очень встревожены, он может использовать ругань назло вам;
4) обратите внимание ребенка на то, что в вашей семье не принято употреблять такие слова;
5) предложите выразить свои чувства другими словами — от междометий («Ой!») до юмористических ругательств («Крокозябра ты этакая!»).
Бесполезно:
1) ругать или запрещать;
2) бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.
Полезно:
1) следить за собственной речью — если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
2) объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае — когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
3) научить справляться с отрицательными эмоциями;
4) научить реагировать на чужую грубость или агрессию.
Разрушает и ломает игрушки, предметы мебели.
Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не дал конфету (не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.
Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).
Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.
Советы родителям:
• высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;
• силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;
• каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому помоги мне убраться» (для детей постарше — «сможешь привести все в порядок»);
• не заменяйте сломанные ребенком игрушки новыми и не спешите убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны;
• давайте детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство;
• подберите детям прочные игрушки, которые трудно сломать.
Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна