Методическая копилка
Управленческий портфель
Городской проект
Безопасность
Мониторинг качества дошкольного образования
Страницы педагогов
Любимый воспитатель уволился из сада. Что делать?
- Категория: Страница Тушовой И.С.
- Обновлено 03.04.2023 23:10
- Создано 03.04.2023 23:10
Любимый воспитатель уволился из сада. Что делать?
1. Поддержка, внимание к чувствам ребенка и сопереживающее присутствие
Хороший контакт ребёнка с родителями и другими членами семьи, ощущение поддержки от близких — залог преодоления трудностей. Поговорите с ребёнком об этой ситуации, уделяя внимание его переживаниям, опасениям, чувству грусти от утраты человека, к которому он привязался. Дайте место его чувствам, проговорите их и присоединитесь к ним. Возможно, поможет рассказ, как вы сами себя чувствовали в аналогичной ситуации (если у вас нет такого детского опыта, вполне подойдет и ситуация из вашей текущей жизни — когда, например, приходится адаптироваться к новому месту работы или увольняется коллега, меняется начальник).
2. Продолжение контакта с прошлым воспитателем
Хорошо, если есть возможность хотя бы какое-то время поддерживать связь с ушедшим воспитателем (например, иногда посылая ему небольшие сообщения, составленные ребёнком, поздравления с праздниками от его имени). В этом случае он понимает, что нет угрозы полного обрыва контакта, человек не исчез, не пропал и может дальше присутствовать в жизни в качестве «друга». Со временем потребность в контакте с прошлым воспитателем может сойти на нет.
3. Щадящий режим посещения сада
Если есть такая возможность, в самый острый период психологической перестройки лучше забирать ребёнка домой пораньше. Конечно, тут многое зависит от контекста: бывает и так, что ближе к концу дня он только входит в игровое состояние, настраивается на воспитателя и одногруппников, не хочет уходить. В том же случае, если адаптация к смене воспитателей еще и совпадает с адаптацией к саду/группе в принципе, желателен ранний уход (с постепенным увеличением времени пребывания в саду).
4. Общение с одногруппниками
Как правило, ребёнку, ходившему в сад, важен не только контакт с воспитателем, но и общение с ровесниками. И если оно не складывается, переживания от ухода любимого воспитателя могут носить более острый и болезненный характер. Если ребёнок робок и стеснителен, много пропускает по болезни либо просто недавно начал посещать сад и мало кого из ребят знает, важна активная помощь взрослых при выстраивании его отношений с одногруппниками.
Здорово, если можно попросить о содействии нынешнего воспитателя, но если это не получается, общение детей можно попробовать организовать и за пределами сада, например приглашая одногруппников ребёнка к себе домой в выходные дни, устраивая совместные прогулки. Также может помочь и ненавязчивая доверительная беседа с ребенком о том, есть ли у него какие-либо трудности в общении с другими ребятами, есть ли желание подружиться с кем-то конкретно, какие вопросы и тревоги у него есть в этой связи.
5. Конкретизация проблемы
Если адаптация к новому человеку происходит трудно, важно разобраться, в чем именно дело: ребёнок слишком сильно переживает из-за расставания с предыдущим воспитателем, или же отношения с текущим не клеятся? Если речь о второй ситуации и становится известно, что проблема касается целого ряда детей в группе, возможно, что-то не то с самим воспитателем: он слишком авторитарен, малоэмоционален, непрофессионален, неопытен.
Посовещавшись родительским коллективом, можно оценить, насколько серьёзна ситуация, может ли она быть решена без замены воспитателя или тут требуется обращение к администрации заведения с просьбой найти нового человека. Если же проблема частная и у других детей в группе адаптация проходит быстрее и мягче, возможно, имеет смысл напрямую обсудить с воспитателем эту ситуацию и совместно подумать, в чем здесь может быть дело и что может быть предпринято каждой стороной, чтобы ребёнок поскорее привык к новому человеку.
6. Обращение к психологу
Помочь с адаптацией сможет психолог, а если в самом образовательном учреждении есть штатный психолог или даже целая психологическая служба, это вообще замечательно.
7. Поиск другого сада/уход в другую группу
Наконец, если становится понятно, что все предыдущие шаги не приводят к желаемому результату и ребёнку все равно плохо в группе с текущим воспитателем (притом что с прошлым его настрой на посещение сада был более положительным), можно рассмотреть такой радикальный вариант, как уход в другую группу или сад. Конечно, риски от адаптации к новому месту и людям в этом случае будут высоки, а потому решение стоит, безусловно, принимать с учетом всей совокупности факторов.
Подготовил воспитатель: Тушова Инна Семеновна