Методическая копилка
Управленческий портфель
Городской проект
Безопасность
Мониторинг качества дошкольного образования
Страницы педагогов
Развитие культуры общения с раннего возраста
- Категория: Страница Носачевой Н.В.
- Обновлено 01.02.2023 11:36
- Создано 01.02.2023 11:35
Культура общения детей дошкольного возраста предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи.
Чтобы наши дети говорили правильно и красиво, всегда здоровались и прощались, формирование культуры общения необходимо начинать с раннего возраста.
Правильный подход в формировании культуры общения у детей приводит к очень высоким результатам, благодаря этому у ребенка закрепляются навыки культурного общения, которые в свою очередь остаются на всю жизнь.
Попробуйте перед сном провести непринужденную беседу с ребенком о манере общения со сверстниками и взрослыми.
Уважительное отношение ко взрослым следует воспитывать у детей постепенно. Используйте различные игровые ситуаций, игры, положительные оценки поступков ребенка. Это расширяет воспитательные возможности. Создавайте ребенку условия для знакомства и взаимодействия с другими людьми. Сами подавайте детям примеры правильного общения с окружающими: при встрече — здороваться, при расставании — прощаться, всегда использовать в речи вежливые слова и обращения. Если малыш хочет познакомиться с другими детьми, но стесняется, помогите ему, проявите инициативу. Простые вопросы: как тебя зовут, сколько тебе лет, во что ты больше любишь играть — помогут сблизить детей.
Следует в доступной форме объяснить ребенку, что со своими сверстниками и со взрослыми надо общаться по-разному: с друзьями — на равных, со взрослыми — вежливо, уважительно, не повышая голоса и не перебивая. Вот некоторые правила культуры общения, над которыми можно поработать с детьми.
Правила культуры общения.
1. Пользуйся словами вежливого общения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», и др.
2. Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
4. Умей выслушать товарища не перебивая.
5. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
6. Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
7. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
8. Подними и вежливо подай обронённый кем-то предмет.
9. Мальчикам: пропускай вперёд девочек в транспорт, в помещение.
10. Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
11. Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
12. Умей признать, что был не прав.
13. Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.
14. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших детей, сверстников – детей в группе детского сада, малыш не может не использовать коммуникативные навыки, то есть свою речь.
Задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения. С рождения мама должна разговаривать со своим малышом, эмоционально откликаться на все его живые проявления, говорить о том, что его окружает и какие звуки вокруг него. Все минуты бодрствования ребёнка должны сопровождаться речью мамы, хорошо было бы включать музыку.
С помощью слова малыш имеет возможность высказать просьбу или недовольство, радость или удивление, задать вопрос взрослому или сверстнику.
Зачастую мама, находясь один на один с ребёнком дома, очень мало обращает внимание на первые звуки, которые произносит малыш, на то, как грамматически строится его речь, насколько быстро идёт обогащение словаря. А это очень важно для полноценного и своевременного развития ребёнка.
Насколько рано начинает говорить малыш, целиком и полностью зависит от родителей – как они общались со своим младенцем, насколько развита их коммуникативная культура, которую они способны передать своему ребёнку. Если в семье доброжелательная и спокойная обстановка – дома слышны слова любви, добра, нежности, взаимопонимания. Соответственно и интонация речи взрослых будет таковой. Если же постоянно ребёнок слышит громкую речь и ненормативную лексику – о культуре вообще нет речи, тем более, коммуникативной.
Ваша задача, уважаемые родители, продолжать те начинания, которые предлагает педагог в группе ясельного возраста: не забывать поздороваться со сверстниками, попрощаться перед уходом, поблагодарить взрослых после еды. С этих элементарных слов начинаем кроху приучать быть добрым и вежливым, культурным.
Обязательно по дороге домой с вашим малышом, не забывайте обсудить, как прошёл его день, задавать вопросы, рассказывать о себе и других членах семьи. При этом терпеливо и внимательно слушая монолог ребёнка, нужно дать ему возможность высказаться. Также необходимо во время любого взаимодействия с ребёнком в повседневной жизни, сопровождать свои действия речью, грамотной, чёткой, доступной вашему малышу.
Таким образом, как будет говорить Ваш ребёнок, зависит полностью от вас – родителей. При этом необходимо взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов детского сада. Спасибо.
Носачева Наталия Виталиевна