• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Развитие коммуникативных качества личности дошкольника

Разный уровень коммуникативных навыков современных детей – научно обоснованная реальность,  учет которой открывает принципиально новый подход к пониманию и проектированию  социокультурных процессов.

Отсутствие прямых взаимозависимостей между социально-демографическими характеристиками опрошенных детей и уровнем развития их коммуникативных навыков позволяет утверждать, что проблема связана прежде всего с ментальными характеристиками, способом ориентирования личности в коммуникационных процессах. Объемные, многоуровневые структуры воспринятых произведений, позволяющие адекватно понимать интенциональность коммуникатора,  «выстраиваются» в сознании только немногочисленной группы респондентов (высокий уровень коммуникативных навыков); в большинстве же случаев восприятие происходит либо путем накопления информации, «по горизонтали» (средний уровень коммуникативных навыков) либо – путем «выхватывания» отдельных фактов при полном отсутствии понимания целей и мотивов коммуникатора (низкий уровень коммуникативных навыков). 

И поскольку существующая система дошкольного образования, а также традиционные ценности общества и семьи связаны преимущественно с задачами накопления, усвоения, запоминания  информации и не ориентированы на обучение пониманию, ориентированию в коммуникационных процессах, обозначенная нами задача развития коммуникативных навыков личности дошкольника, которая, безусловно, является задачей социально значимой и общецивилизационной, связана с перестройкой приоритетов и в системах ценностей, и в  системе образования.

Коммуникативные качества - это качества общения и общительности личности, которые являются наиболее общими и первичными чертами характера; они выступают внутренним основанием для образования интеллектуальных, волевых и эмоционально-мотивационных свойств человека.

Личность людей скла­дывается только в их отношениях с окружающими людьми, и лишь в отношениях с ними функционирует этот, по мет­кому замечанию Э.В. Ильенкова «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности». Становление внутреннего мира человека нераз­рывно связано с общением. Но наиболее существенным в указанном отношении нам представляется тезис Л.С. Вы­готского о том, что все высшие психические функции чело­века первоначально формируются как внешние, т.е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из «интерпсихических» в «интрапсихические» (из внешних во внутренние).

Разработка взглядов Л.С. Выготского привела к созданию психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках ко­торой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накоплен­ного предшествующими поколениями человечества (Запо­рожец А.В., Эльконин Д.Б. Леонтьев А.Я.). Опыт описанного рода овеществлен в продуктах матери­альной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя - новое поколение может извлечь, его только при помощи старших, которые с этой точки зрения Д.Б. Эль­конина являются как бы живыми носителями общечеловеческого опыта. Общение со старшими для маленького ре­бенка служит единственно возможным контекстом, в кото­ром он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее.

Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.

Развитие социальной компетентности- важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Отношения к другим людям составляют основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача непосильная для ребёнка. В связи с этим возникает важная проблема - проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения на разных генетических ступенях.

М.И. Лисина определяет общение – как основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Возникновение потребности общения ребёнка семье - важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни малыша - завершение подготовки к вступлению в общение. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его - вот то, в чем нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В течение первого года появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

М.И. Лисина выделяет фазы процесса формирования детской привязанности в раннем возрасте:

. (от рождения до 3 месяцев)- ищут близости с любым человеком. Для достижения этой цели используют специфические сигналы: улыбки, звуки голоса, неловкие движения.

. (3-6 месяцев) - учатся отличать знакомых людей от незнакомых.

. (7-8 месяцев) - возникает чувство привязанности к тем людям, которые особо значимы для малыша. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление.

Положительные эмоции обычно формируются раньше, чем отрицательные. Исследования трёхмесячных малышей показали, что они уже различают удивление и радость, в 4-6 месяцев начинают узнавать картинки, на которых изображены весёлые и грустные лица, к 7 месяцам у них формируется умение определять, что испытывает взрослый - радость или страх. Научившись различать эмоциональные состояния, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. К 9 месяцам малыши могут проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх.

В младенчестве ребёнок относится к сверстнику, как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нём человека.

После первого года жизни периоды непосредственного общения малыша со взрослыми сокращаются, появляется возможность более широкого общения со сверстниками. Первые контакты детей в процессе игры ещё непродолжительны, но именно они выступают проявлением настоящих социальных отношений. По мере того, как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным.

От года до трёх лет деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми может охарактеризована как совместная деятельность, он требует от старших участия в своих делах. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками реализуется в отношениях между детьми. Л.И. Божович считает появление «Системы Я», которая порождает потребность действовать самостоятельно. Развивается самосознание ребенка, появляется самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых. Эмоционально-практическое общение со сверстниками – соучастие – позволяет ребенку увидеть свои возможности, проявить инициативу и ощутить свободу и независимость.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Столь широкий диапазон детских контактов определяется больший разнообразием коммуникативных задач которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста в основном источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику уже с трех-четырехлетнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, не заданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений.

Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако не регламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Таким образом, исследования М.И. Лисиной и других ученых показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепевное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом дня дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город