• Титульный
На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 17.02.2023 г. № 584-п/1 «О реорганизации МБУ детского сада № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г.о.Тольятти.

Главное меню

Мониторинг качества дошкольного образования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Год педагога и наставника

Год педагога и наставника

Новости

Консультации

Праздничные утренники

Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные  виды искусства и художественной деятельности.
В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины", День матери, праздник новогодней ёлки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, Выпускной бал. 
         
В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость,         творческую         активность.

Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъём обостряет чувства детей, они по-иному, чем в  музыкально -  образовательной деятельности проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев.  Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.

Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы - смех и веселье. Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце.
Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В нашей практике сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника. Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.
          
Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах. В нашем саду имеются настенные баннеры для каждого времени года.
          
Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник ёлки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями ёлка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями.   Дети замечают, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке  ёлка. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. 

Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребёнок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.

Музыкальный руководитель
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Косоурова Вера Викторовна

 

Мастер-класс

Элемент дизайна

Мастер-класс "Изготовление музыкальных инструментов или оркестр своими руками"

Цель: Передача родителям - опыта музыкального руководителя и воспитателей по изготовлению музыкальных инструментов своими руками из бросового материала.
Создание единого образовательного пространства в дошкольной организации и семье воспитанников, способствующего развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста; использование самодельных музыкальных инструментов в домашних условиях.
Задачи:
1. Познакомить родителей с технологией изготовления музыкальных инструментов;
2.  Освоить технологию работы и помочь в отборе средств и материала  в работе с детьми;
3. Практическим путём освоить технологию работы с бросовым материалом.
Ожидаемые результаты:
Родители воспитанников:
• освоение технологии работы  с бросовым материалом;
• организация работы по изготовлению шумовых и ударных инструментов со своими детьми в семье.
• использование музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности детей в домашних условиях.

Проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация, музыкальный центр.

Материалы:
Катушки и разноцветные нитки, цветная самоклеющая плёнка,  простые карандаши, шило, наполнитель (бисер), контейнеры для бахил,  деревянные палочки (для суши), ножницы, баночки, мешочки, коробочки, сыпучие материалы,  резиночки, пайетки, разноцветная тесьма, набор ключей, бигуди.

Вокруг нас - огромное количество звучащих предметов, и изучать их возможности очень интересно! Самодельные инструменты так же необходимы детям, как самодельные игрушки. Это простор для творчества, возможность изобретать и делать открытия. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Надо только постараться её услышать. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые предметы: «Вальс волшебной кисточки», «Полька цветных карандашей», «Марш деревянных кубиков». Детская импровизация разнообразна: обычные рыболовные колокольчики  «разговаривают» друг с другом, баночки с крупой могут рассказать, как в морозный день скрипит под ногами снег. Детей привлекает не только вид инструментов, но и  то, что они могут сами, без чьей – либо помощи услышать его звучание.  Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка является необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Именно в музицировании, у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Активное включение ребёнка в процесс восприятия музыки и её исполнения, даёт возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа.
Поэтому - игра на ударных и шумовых  инструментах  предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них   музыкальности, позволяет удивительно  быстро приобщить ребёнка  к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.
Вовлечение ребёнка в процесс создания детских музыкальных инструментов
даёт ему много новых возможностей. Он с большей активностью включается в коллективную деятельность, чувствует себя творцом. Главное – создать атмосферу радости и обеспечить детям право на выдумку и творчество.

Практическая часть.
Ознакомление участников мастер-класса с поделками и материалом, из которых они изготовлены.
Предлагаем вам музыкальные шумовые инструменты, которые можно изготовить своими руками:
1. Маракасы (бочонки из-под новогодних подарков, хлопушек, крупа).
2. Шейкеры (банки из под кофе с мелкими наполнителями).
3. Кастаньеты (картон, скорлупки грецких орехов).
4. Бубен (тарелочки пластмассовые, рыбацкие колокольчики).
5. Барабаны (банки от спортивного питания, пластиковые вёдра, использованные фломастеры, палочки для суши).
6. Колокольчики (стаканчики из под йогуртов).
7. Шуршалки  (бутылочки из под сока, фантики от конфет, мешочки).
8. Свистульки (трубочки для коктейля).
9.  Трещотка (деревянные использованные линейки и бусинки).
10.  Стучалки (цветные крышки).
11.  Шумелка и её разновидности (вешалка, бигуди, ключи) и т.д.
12.  Крупы: гречка, рис, горох, пшено для звучания.
3. Практическая работа.
А сейчас мы все вместе будем мастерить музыкальные инструмент «Шумелка» - это сплетённые между собой  катушки  из под ниток, украшенные цветной  самоклеющей  плёнкой.   А  так же закрытая  ёмкость из твёрдого материала, частично наполненная мелким сыпучим содержимым    и прикреплённая на деревянную палочку. Звук из данного инструмента извлекается не ударом, а способом движения палочки,  перемещая легкими движениями кисти вперед и назад, вверх-вниз.
4. Последовательность изготовления музыкального инструмента.

Шаг 1. Прокалываем катушки шилом с обеих сторон на расстоянии 1 см от края.
Шаг 2. С помощью ниток соединяем катушки между собой.
Шаг 3. Из ниток сверху делаем ручку для того, чтобы удобно было держать в руках, либо подвешивать.
Шаг 4. Украшаем инструмент по желанию (можно использовать самоклеющую бумагу, цветной скотч или краска для полимера)
Шаг 5. Берём контейнер для бахил, прокалываем его с одной стороны, вставляем в отверстие деревянную палочку.  
Шаг 6. Заполняем контейнер бисером или крупой, палочку для суши можно украсить самоклеющей бумагой.  

Инструмент готов к использованию!!! Такой   музыкальный инструмент  дети будут беречь, потому что сделали его своими руками вместе с воспитателями и родителями! 
                                                                    
Главное в играх с музыкальными игрушками, сделанными своими руками – это развитие у ребёнка умения прислушиваться к особенностям их звучания, а также передавать разный ритм и эмоциональное состояние.

Изготовление музыкальных инструментов вместе с детьми своими руками – это очень интересно, захватывающе и увлекательно.

Желаем Вашей семье интересных творческих игр и вдохновения для музыкальных импровизаций!

Музыкальный руководитель
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"

Косоурова Вера Викторовна

Воспитатели
Москалёва Е.А., Елясина Т.Е.

 

Организация театрализованной деятельности дома (младший дошкольный возраст)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»? 
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два - три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.  Совсем маленькие дети - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух - трехлетних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль - игру и даже привлечь к нему самого малыша, можно. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Катенька, что я тебе принесла», - говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его... Перед глазами малышки предстаёт забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает её к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать.
Так продолжается несколько дней, а потом девочка к ней привыкает и вот уже симпатичная собачка, несколько помятая, валяется в углу... Что же произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впечатления, которые погасили в ребёнке непосредственность тех первых чувств, которые вызвал образ собачки, ее привлекательный внешний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен восторженный взгляд. Знакомая собачка вдруг заговорила, ожила... На пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка. - Гав, гав, гав, - как-то очень по-щенячьи,  повизгивает собачка и затем, совсем уже по-человечьи: - Нет, не надо сюда, я не хочу... - Почему? - спрашивает уже мама. - Меня здесь не любят, - снова говорит собачка (разумеется, за нее говорит мама). - Ну, не обижайся на Катю, - теперь уже опять говорит мама.  - Вы снова подружитесь, и она будет тебя любить еще больше. А потом, и ты виновата тоже, почему всё время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где ты жила раньше, почему не договорились с Катей, как будете жить вместе? ...    Было еще много маминых «почему», а Катя, изумленно, смотрела и слушала, а потом и сама заговорила: - Собаченька, миленькая, скажи мне, как тебя зовут?..
Эту импровизацию можно продолжать, развивать; своими действиями мама заставила Катю поверить в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполнения по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых черт характера персонажа (обидчивость). 
Мама без дидактического нажима обучала девочку игровым приёмам, развивала в ней воображение и фантазию, подводила к элементарным творческим проявлениям. Постепенно действия игрушек становятся более сложными. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. 
Например, сказка «Теремок». Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности. 
Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе. Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем. 
В детском саду не всем детям удаётся принять участие в спектакле, хотя он является притягательным для всех без исключения. Но одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность или рассеянность. А дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще пойти в контакт. 
Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявлении. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро покажет первые положительные результаты.  Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников. 
Чтобы подготовить показ дома драматизации, спектакля, потешек, сказок, необходимо придерживаться следующей схемы:
- вместе с ребенком прочитать сказку, потешку, стихотворение, обсудить содержание, выбрать, кто кем хотел бы быть  (брат, сестра, мама, папа);
- нарисовать персонажей, создать эскизы предлагаемых костюмов, декорации;
- прослушать музыку и вместе выбрать определенные музыкальные фрагменты для разных сцен спектакля;
- создать необходимые костюмы или элементы костюмов, сделать мини-декорацию, украсить помещение;
- провести репетиции, помочь ребенку лучше передать образ ребенка и создать благоприятную атмосферу.
Родителям необходимо помнить, что спектакль с участием детей должен быть коротким, не сложным. В нем должно быть немного слов, но больше событий и действий. Театр - это праздник, а праздник это - радость. А без радости не может быть творчества, не может быть развития.

Музыкальный руководитель
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Косоурова Вера Викторовна

 

Театр дома

Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр. Дошкольники очень впечатлительны, поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Всё это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры).

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра. Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, из дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.
Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.
Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.
Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. Создавая домашний кукольный театр, вы  вместе,  с ребёнком,  берёте  на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи.  Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. 

Уважаемые родители: Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными. Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте. Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов. Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д. Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям. Постарайтесь посещать с детьми театр, цирк. Закрепите в беседе правила поведения в театре.

Упражнения:
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками: Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Король – орел, орел-король. Крышу красят красной краской.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Пальчиковые игры со словами:
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Музыкальный руководитель
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Косоурова Вера Викторовна

 

Игры на музыкальных инструментах

Элемент дизайна

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах


Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка. Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развитие музыкальных и творческих способностей (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
2. Формирование начала музыкальной культуры, и общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду является музыкально – образовательная деятельность, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах. Почему, проводя музыкально-образовательную деятельность, уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются ис овершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.  У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем детском саду уделяется большое внимание и проводится она систематически, организованно и последовательно. Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельно музыкально-образовательной деятельности.  Ребята  играют знакомые попевки, импровизируют несложные ритмы или отдельные интонации, подбирают по слуху знакомые мелодии, играют в «музыкальное эхо», поют и подыгрывают себе и т. д. Некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В нашем детском саду существует полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр. Детские инструменты доступны детям по своему размеру и весу, являются простыми по конструкции, достаточно прочными.
    
Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки участвуют, в оркестре как равноправные инструменты. Детские инструменты нередко являются маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.

Виды инструментов:    

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и  подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие:
1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, — свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом.
Струнные — домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).
Духовые — флейты, саксофоны. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.
Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Ударные — бубны, треугольники,барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку, т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.
Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. Детей в оркестре рассаживают так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно.

Музыкальный руководитель
МБУ д/с № 52 "Золотой улей
Косоурова Вера Викторовна

Наставничество

Навигатор дополнительного образования

Наша страна

Министерство просвещения Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство
просвещения

Российской Федерации

Министерство
науки и
высшего образования
Российской Федерации

Регион

 

Правительство Самарской области Министерство образования и науки Самарской области

Правительство
Самарской области

Министерство образования
и науки Самарской области

Наш город