Воспитание культуры речевого общения — одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.
В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить с одной стороны и умение слушать собеседника, и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий - с другой. Поэтому совершенствование коммуникативной компетентности невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которых может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении следует учитывать и экспрессивность последнего, т. е. субъективную эмоциональную оценку, определяющую выбор лексических, грамматических, композиционных средств.
В современных условиях одной из опасностей для литературной речи, по выражению К.И. Чуковского, является влияние «канцелярита». Привычка говорить штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне и выразительности речи.
Таким образом, коммуникативная компетентность — это сложная совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными.
У детей дошкольного старшего возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передать вопросительную и восклицательную интонацию (радость, удивление и т.д.) К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению ложного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи ребенка – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных сложносочиненных и сложноподчинённых предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. В диалогической речи дети прибегают к краткому или развёрнутому ответу в соответствии с вопросом. Ребята не ограничиваются названием предмета или явления, а в большинстве случаев дают развернутый и достаточно полный анализ, вычленяя характерные признаки и свойства. Дошкольники овладевают умением отбирать нужные сведения и находить целесообразную форму выражения в связном повествовании.
У детей старшей группы развито умение последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако навыки передавать свое отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать содержание, делать выводы еще недостаточно сформированы.
Дети активно осваивают построение разных типов текстов – описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дошкольники начинают также активно использовать разные способы связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Вместе с тем можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (например, сонорные р, л и шипящие), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, в согласовании прилагательных с существительными, в согласовании прилагательных с существительными, в словообразовании). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к ошибкам в соединении слов в предложении и к неправильной связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связной текст с соблюдением всех структурных элементов (начала, середины, конца) и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Линькова Наталья Васильевна, воспитатель