Готовность детей и родителей к школе

К чему приводит поступление ребенка в школу?

Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к:
— необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха;
— значительному увеличению времени без активного движения;
— пребыванию длительное время в закрытом помещении с шумом и толчеей на переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в перерывах между уроками);
— необходимости полного самообслуживания в раздевалке, за учебной партой, в столовой, туалете;
— «завоеванию» своего места в новом коллективе из 25-30 сверстников;
— резкому изменению характера взаимоотношений со взрослыми;
— большому объему интеллектуальной учебной информации и т.д.
Адаптационный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассника ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно готовить его к обучению еще в детском саду и в семье. Углубленная подготовка даст возможность ребенку получить удовлетворение от собственных знаний, поверить в свои силы.

Как сформировать положительное отношение к школе?

Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд. Но недопустимы и высказывания типа «что же ты будешь делать в школе?» или «вот уж там тебя, наконец, научат порядку!».
Напротив, внушайте детям:
— ты сможешь все, если немного постараешься;
— в школе можно многое узнать и многому научиться, стоит только захотеть;
— в классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все дети в классе сразу тебе понравятся (расскажите, с кем и как вы сами дружили в школе).
Объясните детям, что сначала они могут скучать по детскому саду, дому, все «школьное» может им показаться чужим. Это чувство быстро пройдет, постепенно они привыкнут к новой обстановке. Вспомните о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите, как вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если сами испытывали тревогу. Настройте детей на то, что у них будут новые обязанности. Подчеркните, что они подросли, стали взрослее. Это означает, что им будут не только больше доверять, но и больше с них требовать.

Как относиться к оценкам?

Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.
В этой связи от взрослых требуется:
— объективно оценивать результаты работы будущего школьника;
— сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находить причины неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок;
— выяснить, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него не получилось, почему;
— выразить уверенность, что в предстоящем обучении, он добьется хороших результатов;
— поддержать само стремление к творчеству и трудолюбие.

Советы родителям

— Четко сформулируйте для себя, чего именно вы хотите от своего ребенка.
— Искренне радуйтесь каждому успеху ребенка, будь то красиво написанная буква или самостоятельно собранный портфель.
— Терпеливо и с любовью объясняйте ребенку то, чего он не понял.
— Поднимайте ребенка утром так, чтобы он приходил в школу за 15-20 минут до звонка.
— Уважайте ребенка и его труд.
— Не требуйте только отличных оценок.
— Помните о том, что ребенок пришел в школу учиться и потому имеет право на ошибку.
— Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми - у каждого есть свои достоинства и недостатки.
— Не делайте за ребенка домашнее задание — такая помощь ему не нужна.
— Внимательно выслушивайте ребенка, вникайте в его проблемы, какими бы незначительными они вам ни казались.
— Не позволяйте долго сидеть у телевизора или компьютера — это отрицательно сказывается на общем состоянии.
— Чаще советуйтесь с учителем.
— Не обсуждайте при ребенке его учителя.
— Давайте ребенку возможность исправлять ошибки и помогайте ему в этом.
— Всегда верьте в своего ребенка, любите его такого, какой он есть.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна