Психологическая готовность к школе. Развитие внимания

Психологическая готовность к школе
Развитие внимания

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат – все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания.

Внимание включено в работу всех познавательных процессов, и отделить его от них, изучить внимание в «чистом» виде практически невозможно. Вместе с тем, внимание является самостоятельным познавательным процессом, поскольку обладает своими собственными свойствами, которых нет у других познавательных процессов.

Особенности внимания ребенка вы можете проследить во время диагностики. Обращайте внимание на такие критерии готовности:
• длительность произвольного внимания в норме составляет 20 минут в старшем дошкольном возрасте.
• если ребенок отвлекся, он легко возвращается к предложенному заданию.

1. Лабиринт (Рисунок 1)
Критерий готовности: ребенок ведет карандашом точно по линии, не «соскальзывает» на другую дорожку.

2. Корректурная проба (Рисунок 2)
Концентрация внимания.
Попросите ребенка вычеркнуть знак молнии. Длительность выполнения – 1 минута.
Во время выполнения наблюдайте за ребенком:
• определите вектор восприятия (слева направо – норма);
• количество обработанных символов;
• как ребенок входит в задание (выполняет ли сразу после инструкции);
• понимает ли ребенок инструкцию;
• выполняет ли инструкцию или делает «по-своему»;
Переключение внимания.
Инструкция: «Когда я постучу один раз – вычеркивай цветок, когда постучу два раза – облако». Чередуйте количество ударов и следите, как ребенок переключается.
Распределение внимания.
Инструкция: «Луну зачеркни, а молнию обведи».

3. Найди отличие (Рисунок 3)
10 отличий ребенок самостоятельно находит в течение 2-3 минуты.
Наблюдайте за процессом выполнения задания: сидит ли ребенок ровно за столом, смотрит ли на картинки, как ведет поиски отличий, застревает ли на одной детали или переключается, отвлекается от задания.

Подготовила педагог-психолог Валентина Михайловна Крикота