Что рисует ваш малыш?

Рисунок может многое рассказать о внутреннем мире маленького художника, о его чувствах и переживаниях. А возможно, и о проблемах. Многие дети любят рисовать. Со стороны может показаться, что их рисунки банальны – домик, мама с папой, солнышко и облака. На самом же деле, имеет смысл приглядеться к ним внимательнее.

Семейный портрет

Если на рисунке малыша все члены семьи стоят рядом и держатся за руки, значит, ребёнок ощущает себя частью единого целого. Он спокоен и уверен во всеобщей любви к себе, чувствует себя комфортно и защищено. Ближе к себе ребёнок рисует человека, которому он доверяет больше всего. Родитель, мало общающийся с ребёнком, окажется в отдалении, иногда отделённым чертой или помещённым в окошко. Младшие братья и сестрички нередко тоже оказываются в стороне от остальных. Если же они ещё и микроскопических размеров, значит, ребёнок ревнует и борется за внимание родителей.
Интересно и то, в какой последовательности малыш изобразил своих родственников. Если первым он нарисовал себя, это не значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть! Хуже, если он нарисовал одного себя. Это означает, что ваш малыш не ощущает себя членом семьи, существует изолированно.
Если же малыш «забыл» нарисовать кого-то из близких – не исключено, что в нём говорит недавняя обида, а может, этот кто-то малышу неприятен. Последними на бумаге обычно появляются домашние питомцы. А вот если они оказываются вторыми по счету, скорее всего, вашему ребёнку одиноко.

Ручки, ножки, огуречик…

В 3-4 года малыш рисует нечто, больше напоминающее гуманоида, нежели человека. Где голова, руки или ноги, понять сложно. Шеи вообще нет, а ноги «растут» прямо из головы. Иногда может быть изображено только туловище.
К 5-6 годам ребёнок уже прорисовывает все части лица и тела. Отсутствие какой-либо части должно настораживать.
Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе, что он может наказать, ударить. Если папа или мама часто ругают ребёнка, он может «забыть» нарисовать им рот. Большие толстые ноги у фигурок свидетельствуют о том, что кроха чувствует напряжённость в семье и подсознательно стремится к более надёжному фундаменту отношений.
Малыш, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами.
Художник, рисующий длинноногих, скорее всего, стремится к независимости, а если изображает всех поднятыми руками, это признак скрытой агрессии.

По типу темперамента

• Гиперактивный. Рисунки гиперактивных детей несимметричны: если это дерево, то ствол искривлён, а листья немногочисленны, не прорисованы или изображены схематично. Фигурки людей никогда не бывают статичными, они как будто размахивают руками (а животные – лапами и хвостами), прыгают, вертят головой. Если провести вертикальную линию вдоль туловища, нарисованного человечка, она вряд ли будет перпендикулярной по отношению к линии земли.
• Агрессивный. Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов (клыки, шипы, когти и т.д.). Персонажи сражаются, кричат, догоняют кого-то. Нередко доминантой рисунка становятся оружие (ножи, пистолеты, пулемёты и т.п.), причём сильно увеличенное в размерах.
Дети, привыкшие добиваться своего с помощью кулаков, часто изображают большие зачернённые, заштрихованные руки. Конфликтные малыши рисуют большой открытые рот с огромными острыми зубами.
• Тревожный. На рисунках тревожных детей много зачернённых пятен, или, наоборот, линии почти незаметны. Изображения людей – с большими тёмными (заштрихованными) глазами, которые словно округлились от страха. Позы статичны и однотипны: все замерли, все как будто прислушиваются: а нет ли опасности? Себя же дети изображают маленькими и незаметными где-нибудь внизу или в уголке листа.
Тревожные малыши не любят фломастеры, предпочитая карандаш и ластик – чтобы обводить и исправлять только что проведённые линии (в этом проявляется их неуверенность и боязнь сделать что-то не так).
Не стоит впадать в панику, если в детском рисунке вы впервые увидели какие-либо пугающие сигналы. Возможно, у малыша просто было плохое настроение или его кто-то обидел. Но если из раза в раз в работах ребёнка повторяются детали, настораживающие вас, соберите его шедевры и покажите детскому психологу.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна