Расставание с родителями, при уходе ребенка в группу

Элемент дизайнаЧто делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

Современные родители, прочитавшие множество книг по психологии, начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гу­ляют во дворе, чтобы развить навыки обще­ния, приглашают к нему в гости сверстни­ков, рассказывают, как хорошо живут детки в детском саду. И малыш на вопрос взрос­лых, хочет ли он пойти в детский сад, с ра­достью улыбается и кивает.

Но когда ребенок оказывается в незна­комой обстановке, когда он видит, что мама скрывается за незнакомыми дверями, что его окружают чужие тети, а какие-то дети трогают и рассматривают его, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать просто слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и неделю...

Бывает и по-другому. Если малышу нра­вится общаться с взрослыми и детьми, он легко и непринужденно прощается в пер­вый день с мамой и, смело взяв воспитателя за руку, без колебаний входит в группу. Он полон ожиданий, он не подозревает даже, что вместо сюрпризов его ждут разочарова­ния. Он хочет играть в кубики, а его одева­ют и ведут гулять. Он хочет спать, а его са­жают за стол. Он хочет взять машинку, а ее отнимают другие дети... А главное - нет рядом мамы, некому пожаловаться, не у ко­го потребовать желаемое. И тогда уже на следующий же день ребенок вряд ли с вос­торгом пойдет в ясли. Скорее всего, он бу­дет плакать, и прижиматься к маме.

К счастью, не все дети так тяжело пере­живают новый этап в своей жизни. Воспи­татели отмечают, что легче адаптируются к детскому саду дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они яв­ляются центром внимания взрослых), и дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игруш­кой взрослых, не помехой для них, не об­разцом для педагогических экспериментов.

Но если  ребенок плачет при рас­ставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адапта­ции ребенок, скорее всего, уже не будет так расстраиваться из-за вашего ухода.

Проанализируйте, так ли переживает ма­лыш, если в ясли его приводит не мама, а папа или другой член семьи. И если с кем-то из них ребенок по утрам чувствует себя более комфортно, то, пока он не адаптиру­ется, пусть его приводят бабушка или де­душка, старшая сестра или брат. Спросите воспитателя, как долго после вашего ухода ребенок еще плачет. Если сразу после того, как он оказывается в группе, малыш пере­стает плакать, то спокойно отправляйтесь на работу или учебу. Ваш ребенок наверня­ка чувствует себя отлично. Если воспита­тель сообщает вам, что ребенок плачет еще очень долго после вашего ухода, постарайтесь узнать, какие занятия и игрушки спо­собны отвлечь малыша от горьких пережи­ваний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак или веселая игра с детьми. Тогда по дороге в детский сад родители могут под­робно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем, говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может вам отве­тить.

Если же воспитатель говорит, что ребе­нок плачет в течение всего дня, то можно предложить малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него и привлека­тельный предмет: игрушку, книжку или предмет, который принадлежит маме (лен­ту, платок и т.д.).  Это поможет малышу обрести уверенность, что мама и папа обязательно придут за ним вечером, «не забудут» его в детском саду.

Уходя и оставляя ребенка в яслях, поста­райтесь быть спокойными и уверенными сами. В противном случае ребенок может уловить ваше беспокойство и будет рас­страиваться и плакать еще больше. И если уж вы решили отдать ребенка в ясли, будьте тверды и последовательны в своих поступ­ках. Не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать вас из-за слез и ка­призов забирать его домой. Ваше спокойст­вие, доброжелательное отношение поможет ребенку обрести спокойствие.

Зная, что ваш малыш трудно переживает каждое утро разлуку с вами, попробуйте накануне заранее продумать и отрепетиро­вать несколько разных способов прощания. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др. это поможет отвлечь ребенка от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.

Забирая ребенка из яслей, спросите вос­питателя, чем занимался малыш в течение дня. Даже если вы устали после работы, раздражены, сердиты на мужа или на на­чальника, постарайтесь не показывать это ребенку. Как бы он ни был мал, он обяза­тельно «прочитает» ваше состояние. Пусть лучше малыш почувствует, что момент встречи с ним для вас праздник. Будьте внимательны к нему. Похвалите, поцелуйте. Сходите вместе с ним в парк, на игровую площадку. Даже если у вас совсем мало времени.

Мы рекомендуем родителям дать ребен­ку возможность после детского сада побе­гать, попрыгать, поиграть в подвижные иг­ры. А вечером дома устройте небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого вы можете по­хвалить ребенка за проведенный день в яс­лях при всех участниках этого маленького праздника.

Все это поможет ребенку понять, даже если он совсем мал и не умеет говорить, что его любят, ждут его прихода из яслей, гор­дятся им. Скорее всего, подобная доброже­лательная обстановка поможет ребенку бы­стрее адаптироваться к условиям детского сада и не переживать во время прощания с вами.

ИТАК:

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна