Творчество для души

Творчество для души

Известно, что арт-терапия развивает воображение, способствует адекватному проявлению чувств и эмоций, а также снимает психоэмоциональное напряжение. С помощью арт-терапии можно победить некоторые недуги и облегчить реабилитацию после болезни. Главное – экспериментировать, фантазировать, создавать ребёнку условия, чтобы он мог попробовать себя во всех видах творчества. Не забывайте творить вместе – это ключ к взаимодоверию и пониманию ребёнка. Кроме того, вы прекрасно проведёте время вместе.

Изотерапия. Не всегда ребёнок может выразить свои переживания словами. Тут на помощь приходит рисование. Определённые фигуры, цвета, штрихи, линии – всё это складывается в картину внутренних эмоций и страхов. В прошлый раз мы с вами говорили, как по рисункам узнать об эмоциональном и психическом состоянии вашего ребёнка. Обсуждайте с детьми их рисунки, расспрашивайте, что означает та или иная фигура, тот или иной цвет. Вы узнаете много интересного! Когда внутренние страхи ребёнка будут вам известны, вам будет легче работать с ними. Также известно, что процесс рисования помогает человеку побороть страхи и комплексы.

Психотерапевтическая лепка. Лепка развивает у ребёнка не только мелкую моторику, но и внимание, усидчивость. А материалов для этого вида творчества достаточно: пластилин, полимерная глина, солёное тесто. Кстати, тесто можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять по 1 стакану мелкой соли и муки, 5 столовых ложек растительного масла, 0,5 стакана тёплой воды, добавить гуашь и всё перемешать до консистенции пластилина. С помощью лепки корректируют поведение гиперактивных детей и направляют их энергию в нужное русло.

Музыка – хороший помощник в снятии стресса. Договоритесь с ребёнком послушать вместе музыку, закрыв глаза, а затем поделитесь друг с другом образами, которые появились во время прослушивания. Эта увлекательная игра развивает фантазию, отвлекает от проблем. С помощью музыки арт-терапевты способны устранить неврологические проблемы. Дети с задержкой психомоторного развития под музыку развивают двигательные функции. А танцы помогают снять эмоциональное напряжение и детям, и взрослым.

Песок – прекрасный антистрессовый материал. Он поможет успокоиться ребёнку, пережившему, например, смену места жительства, болезнь близкого человека и т.д. Арт-терапевты считают, что в песочные подделки ребёнок вкладывает душу, а значит, открывает свой внутренний мир. Такое занятие корректирует некоторые личностные качества, развивает мелкую моторику и умение концентрироваться. Задавайте ребёнку вопросы, просите рассказать, что он делает. Так вы поможете ему научиться контролировать действия, называть чувства и создавать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Театр. Участие ребёнка в домашней постановке помогает ему выразить чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Примеряя на себя разные образы, он учится понимать переживания других людей. А вы, подбирая ту или иную сказку, можете мягко корректировать поведение малыша. В предыдущих консультациях я составила для вас сценарии русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Колобок».

Сказкотерапия. Основные цели сказкотерапии – эмоциональная поддержка ребёнка, формирование правильных представлений о мире, развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе. В консультации о психологической готовности к школе, мы говорили, что сформированность общения является наиболее важным показателем и влияет на все остальные. Психологическая готовность ребёнка к школе напрямую зависит от его умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, от уровня развития навыков общения. После прочтения сказки поговорите с ребёнком о сюжете, обсудите поведение героев. Вместе сочините сказку, пусть это станет увлекательной игрой – импровизацией.

Подготовила педагог-психолог Валентина Михайловна Крикота