Подготовка детей к обучению в школе является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения. Успешность обучения в школе во многом зависит от готовности детей к освоению письма. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать активные движения пальцев рук. Учеными доказана прямая взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций. От степени формирования тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Поэтому развитие ручной ловкости дошкольников является весьма актуальной задачей.
Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.
В процессе обучения действиям с мячом важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с мячом. Оптимальные условия для формирования таких действий создает четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения.
Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см) Комплекс 1.
И.п.: о.с, мяч между ладонями. Катание мяча круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (со сменой ладоней).
5. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях перед грудью. Мяч между ладонями.
Прокатывание мяча вправо и влево.
Комплекс 2.
1. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.
1) руки через стороны вверх, подняться и передать мяч в правую руку — вдох;
2) опустить руки вниз — выдох;
3) повторить то же самое, передавая мяч из правой руки в левую.
При передаче мяча смотреть вверх. Руки вверху должны быть точно над головой.
2. И.п.: стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке.
1) наклон вправо, руки за голову, передавая мяч в правую руку;
2) выпрямиться, руки вниз;
3) то же — в другую сторону, передавая мяч в левую руку. При передаче мяча локти отведены в стороны, назад. Дыхание произвольное, темп средний. 3. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.
1) наклон вперед и, опуская руки, передать мяч позади голеней в правую руку;
2) выпрямиться.
4. И.п.: стойка ноги вместе, руки в стороны. Мяч в правой руке.
1) глубокий присед, колени вместе, руки вниз — передать мяч в левую руку
(у носков ног) — выдох;
2) встать, руки в стороны — выдох;
3) то же, передавая мяч в правую руку.
Игры с мячом с использованием дидактических пособий
Ниже предлагается описание пособий, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения.
Пособия могут быть выполнены в виде панно из ткани различной фактуры с объемной вышивкой. Ткань натянута на твердую основу (картон, пластик, тонкая фанера). Объемная вышивка позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.
1.«Разноцветные шары»
Ребёнок прокатывают шарик снизу-вверх различными пальцами правой или левой руки. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме вышитых шариков.
Движения пальцев можно сопровождать стихотворением:
Шарик, шарик, не грусти, Что тебя я отпустил. Но ты так хотел на небо — Ты ж еще на небе не был!
2.«Дождик»
Ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами правой или левой руки, имитируя дождик.
Движения сопровождаются стихотворением:
Дождик крапал, капал, лил И по улице бродил. Намочил он всех прохожих, Друг на друга не похожих.
Лишь под зонтик не попал:
Капнул в лужу — и пропал!
3. «Парашютисты»
Упражнение выполняется аналогично предыдущим. Прокатывание шариков сопровождается пропеванием обозначенных гласных звуков.
Мы летим на парашюте.
Мы серьезны и не шутим.
Вместе с ветром мы вдвоем Звуки гласные поем: А — У... До земли тут метров триста, И поют парашютисты:
А — У И — О
Э — И
4. «Плывет, едет, скачет»
Ребёнок прокатывает шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая движения стихотворениями:
5. Машина
Как у синей у машины Об асфальт шуршали шины. Едет-едет по дорожке И пыхтит четвероножка. На ногах — четыре шины, А зовут ее — машина.
6. Мяч
Скачет мячик, как живой.
Мячик, мячик, что с тобой? Ничего он не сказал, Лишь быстрее поскакал.
7. Лодочка
Вот плывет моя ладья.
А на ней плыву и я.
Мы по синим по волнам Приплываем в гости к вам. Я — отважный мореход, Ловкий и умелый. В море парусник плывет
С капитаном смелым.
Игра «Попади в ворота»
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры:
По заданию взрослого ребёнок прокатывает мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).
Взрослый: От ворот —поворот Вправо и наоборот.
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.
Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры.
Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания:
Подготовила педагог : Червоненко О.М.