Мяч – лучший друг ребенка. Игры на развитие крупной и мелкой моторики

О значении мяча

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и    интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Мяч – прообраз мироздания. Младенец может завороженно рассматривать и нескончаемо долго поворачивать перед собой мячик, шарик или другой сферический предмет, удерживая его двумя ручками. Затем, едва научившись сидеть и ползать, малыш неизменно радуется, удивляется или даже сердится на то, что мяч от него убегает, причем в самом неожиданном направлении.

Малыш пока еще не может самостоятельно передвигаться. Но мяч призывает его к движению.

Мяч – предмет для великого многообразия действий. Обхватывать и удерживать круглые предметы малыш научается к 4–5 месяцам, а вот выпускать из рук, катать и бросать – на протяжении следующих лет, руками, ногами, головой, посредством разных приспособлений. Пожалуй, в этом мячу равных нет и не было.

Мяч – предмет наблюдения и экспериментирования. Исследование качеств и свойств разных предметов имеет для маленького ребенка огромное значение. Так малыш знакомится с миром, в котором живет, и опытным путем осваивает его. Детские наблюдения закономерностей предметного мира невероятно оригинальны. Например, теннисный мяч можно удерживать одной рукой, а большой надувной – только двумя руками. Большой мяч может быть легким, а маленький – тяжелым. На папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской ладошке – шарик для пинг-понга. А как здорово бросать мяч с брызгами в воду, слушать звук хлопанья об пол или землю, асфальт   или   песок,   или   звучание   бубенчика внутри мячика… Но, пожалуй, самое увлекательное занятие для маленьких детей – это катание мячика, сначала руками, а потом ногами. И тут случаются забавные открытия. Маленький мяч в броске проскакивает между ручками годовалого малыша, с мягким тряпичным мячиком не хочется расставаться. И ногой попасть по мячу и направить его к цели не так просто.

Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Это очень ценные возможности для развития координации движений и общей   моторики тела малыша. А в 6–8 лет дети уже осознанно сравнивают и обсуждают свойства мячей.

Все эти наблюдения в раннем и дошкольном детстве ребенок делает сначала в значительной степени бессознательно, а взрослея – все более осознанно. Собственный практический опыт и экспериментирование становится для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений.

Мяч - средство общения. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Еще не говорящий карапуз приглашает папу поиграть с ним в мячик. Дальше появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью.

Например, скатывать его с горки, закатывать в ворота, забрасывать в корзину или кольцо. Бросать и катать мяч друг другу, гонять в футбол и играть в вышибалы можно только «договорившись» поиграть. Мяч становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать.

Мяч в детском саду.

Мы работаем с детьми 3-го года жизни, (2 младшая группа). В центре двигательной активности у нас в группе имеются резиновые мячи диаметром 8 см и 12 см по количеству детей, большие мячи в кол-ве 6 шт., пластмассовые шарики, надувные шары, пинг-понговые шарики, массажные мячики.

В работе с детьми мы стараемся использовать мячи в полном объеме: в комплексах утренней гимнастики, во время физкультурных занятий (общеразвивающие упражнения и основные виды движений),в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в подвижных играх.

Наши малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Приведем несколько подвижных игр с мячом, наиболее часто используемых в повседневной жизни.

«Пронеси – не урони». На одной стороне группы свободно располагаются дети, в руках у каждого по одному малому мячу. На другой стороне группы стоит корзина (обруч). По сигналу воспитателя все одновременно идут к корзине и кладут мячик, бегут обратно. После некоторой паузы дети бегут за мячом, берут его из корзины и поднимают над головой. Спокойно идут обратно.

«Веселый мяч». Воспитатель берет большой цветной мяч и показывает, как он хорошо прыгает (отбивая его одной рукой о пол). Затем предлагает детям попрыгать на 2-х ногах, как мячик. Дети прыгают, а взрослый приговаривает:

«Прыг-скок, прыг-скок», задавая ритм прыжкам.

«Прокати и догони». Дети становятся на исходной линии (у шнура) с мячом большого диаметра в руках. Взрослый предлагает прокатить мяч вперед, а затем догнать его и поднять над головой.

«Прокати и сбей». Дети становятся в шеренгу, в руках у каждого по одному большому мячу. На расстоянии 2м от играющих, в одну линию ставятся кегли. По сигналу взрослого дети прокатывают мячи, стараясь сбить кегли.

«Мяч в воротца». Для каждой пары ставятся воротца и дети прокатывают мяч друг другу.

«Перебрось мяч». Дети бросают мяч через шнур, затем предлагается  пробежать под шнуром за мячом и поймать его.

Этот комплекс упражнений можно использовать дома во время утренней гимнастики.

  1. «Мяч вперед». И.П.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вперед, опустить, сказать «вниз». Повторить 5 раз.
  2. «Покажи мяч». И.п.: ноги врозь, мяч опущен. Наклон вперед, мяч вперед, сказать «вот», опустить мяч. Повторить 4 раза.
  3. «Выше мяч». И.п.: сидя на пятках, мяч опущен. Подняться на колени, мяч вверх, посмотреть, опустить. Повторить 4 раза.
  4. «Мячик отдыхает». И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс, мяч на полу. 3-4 пружинки и 6-8 подпрыгиваний, ходьба вокруг мяча. Повторить 3 раза.