Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды деятельности

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды деятельности.

 

Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Интенсивный темп жизни современного человека: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми. Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться.

В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности.

Социально-коммуникативное развитие -это процесс, в результате которого ребенок учиться устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

• Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;

• Получать необходимую информацию в общении;

• Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

• Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

• Отстаивать свое мнение;

• Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

• Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать);

• Уважительно относиться к окружающим людям;

• Принимать и оказывать помощь;

• Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

НАПРАВЛЕНИЯ Социально коммуникативного развития

-Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

-Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальный ролей

-Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

-Трудовое воспитание

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя.

Приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников:

- ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

Развитие социально - коммуникативной компетентности через разные виды деятельности

Основным видом деятельности социализации детей, является игровая деятельность. Но, для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Младший дошкольный возраст

Беседы«Я и мое имя»«Моя семья»«Понятие добро - зло».

«Утренние приветствия» (придумать как можно поприветствовать друг друга)

В группе может жить игровой персонаж «Солнышко». Этот сказочный персонаж выражает свое отношение к тому или иному поступку детей (например меняет выражение лица)

Игровая ситуация «Петрушка идет трудиться» (предложить ребенку выполнить несложное поручение вместе с петрушкой)

Просмотр мультфильмов (о поведение, о правила безопасности)

Сюжетно – ролевые игры«В магазине»«День рождения»«Поездка в автобусе».

Дидактические игры«Можно - нельзя»«Сундучок добрых слов»,«Мы- шоферы»«Что хорошо, что плохо»«Отгадай о ком говорится»«Чудесный мешочек»

Чтение стихотворений: Е. Благининой «Алёнушка», С. Капутикян «Моя бабушка», В. Авдеенко «Волшебная дудочка»«Заяц - хваста»

Разыгрывание ситуаций: с куклами «Кто правильно поступает?» «В гостях»

Показ кукольного театра: по произведениям В. Сутеева «Под грибом», В. Осеевой «Волшебное слово»«Два жадных медвежонка»

Старший дошкольный возраст

Беседа «Ссора и примирение»«Что такое дружба?», «Я – и моя безопасность» (воспитывать стремление поддерживать хорошие отношения со сверстниками)

Решение проблемных ситуаций«А ты как бы поступил?»«Поступи по - другому»«Дай совет»«Конфликт»«Как помочь заболевшей кукле»

Просмотр презентаций«Красота родного края»«Российская армия»

Ситуации – иллюстрации: рассматривание сюжетных картинок на нравственно эстетические темы, картинки с правилами дорожного движения.

Сюжетно – ролевые игры«Семья»«Школа»«В больнице»«В театре»

Составление рассказа«Моя маленькая сестричка»«Моя семья»

Конкурс рисунков«Наш город глазами детей»«Родной Тольятти»

Дидактические игры«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»«Давайте говорить друг другу комплименты»«Коробочка добрых дел»«Паутинка дружбы»

Чтение произведений: Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», «Вежливый кролик», В. Катаева «Цветик-семицветик».

Презентация семейных проектов «Семейный сад»«Традиции семьи»«Когда все вместе».

Театрализованное представление«Старичок – Лесовичок»«Три поросенка», «Красная шапочка».

 

Инновационные формы работы с родителями:

Совместные образовательные проекты.

Вечера вопросов и ответов;

Родительские гостиные;

Тренинги по запросам родителей;

Клубы по интересам;

Родительские конференции;

Совместное творчество родителей,

детей и педагогов;

Творческие выставки и фотовыставки;

Тематические вечера и викторины;

Совместные досуги;

Выпуск семейных газет

Совместное создание мини-музеев

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для социальной адаптации. Мы желанием, чтобы наши дети были доброжелательными, с уважением относились к окружающим, умели радоваться успехам друг друга.

Тюкаева Розалия Абдулхаевна, воспитатель