Формирование навыков владения мячом у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений

«Формирование навыков владения мячом у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений».

Мяч – удивительная, самая древняя и любимая игрушка всех детей. Разнообразные упражнения в бросании, ловле, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений.

Формирование навыков владения мячом состоит из двух этапов:

Для выполнения данной задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

 Вначале основной задачей  является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом.

Давайте рассмотрим,  на что направлены игры и игровые упражнения с мячом в младшем дошкольном возрасте. 

1) Правильное удержание мяча – хват за бока широко раскрытыми пальцами (объяснение и показ). «Догони мяч», «Колобок», «Салют».

2) Передача и прием мяча без броска – игра по кругу «Передай мяч»,  «Покатился Колобок», «Кошка и мышка» (используются мячи разной фактуры, размера, цвета).

3) Прокатывание мяча – вдаль, с горки, в парах, в цель (к игрушке), в воротики,  не отпуская далеко от себя прямо и змейкой, по скамейке, из разных и. п. «Прокати и догони», «Мяч с горки», «Прокати до игрушки», «Сбей кеглю», «Прокати в ворота», «Катайте в парах».

4) Бросание мяча вдаль, от груди, через шнур, сетку, из-за головы:  «Брось и догони», «Брось через сетку», «Кто дальше бросит», «Брось и проползи», «Перебрось мячи». (используются мячи разной фактуры, размера, цвета).

5) Бросание мяча в паре со взрослым: «Лови, бросай, мяч не теряй», «Назови свое имя», «Как зовут твою маму».

6) Умение подбрасывать мяч вверх и ловить 2 руками, мяч вниз об пол  и ловить 2 руками, отбивать мяч 2 руками, поочередно правой, левой рукой. 

Игры и игровые упражнения:  «Зеленый мяч» – «Вниз, в травку бросай, лови, не теряй!», «Синий мяч» – «Вверх, в небо бросай, лови, не теряй!», «Красный мяч» – «Красный мяч горяч, толкай вниз, не лови, пальцы отрывай, сильнее толкай!», «День и ночь» (На сигнал «день» играем по своему желанию, «ночь» поймать мяч и удержать в пальцах правильно), «Бегаем-играем», «Кого назвали, тот и ловит», «Играй, играй – мяч не теряй».

Нужно добиться, чтобы ребенку понравились занятия с мячом, чтобы он после игр оставался довольным и с нетерпением ждал возможности еще поиграть.

Затем следует научить ребенка правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади – сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить ребенка принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. После того как дети научаться правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т. д. Ребенка нужно научить следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением к себе.

Рекомендуются игры «Поймай мяч», «Ловишка в кругу», «Мяч — водящему», «Успей поймать мяч».

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей передачи мяча двумя руками от груди с места, а затем в движении. Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями.

Рекомендуются игры «Мотоциклисты», «Ловкие ребята», «Точно обведи» и др.

Детей подготовительной к школе группы следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. С самого начала надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в сторону.

«Попади в цель», «Старички-снеговички», «Совушка-сова» и др.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

Обучение элементам футбола начинается в старшей группе детского сада. Однако нужно следить, чтобы упражнения и игры, в которые включались изучаемые движения, были разнообразными, интересными и доступными для детей.

Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря.

Эффективно использовать игры «Точно обведи», «Гол в ворота».

Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников.

В старшем дошкольном возрасте на основе игр из младшего возраста можно составлять более сложные игры-эстафеты. Например к игре «Передай мяч» – с усложнением: стоя в колонне, под ногами, над головами, с ускорением в шеренге: игра «Помощники Деда Мороза».

Усложняются и элементы бросков, ловли, ведения мяча. Не просто «Брось и поймай мяч», а «Брось, хлопни в ладоши (присядь, покружись) и поймай». Не просто брось, прокати в цель, а в движущую цель «Охотник и утки», «Вышибалы», «Мячи разные несем». Не просто бросай в пол, стену и лови, а называй на каждый удар названия или имена «Я знаю пять имен…», «Играй у стены с заданиями», «Школа мяча». 

Включаются элементы спортивных игр с мячом : баскетбол (ведение 1 рукой, передача от груди, бросок в кольцо), волейбол (бросок 1 или 2 руками через сетку), футбол (ведение ногой, передача стопой, удар в ворота, защита и нападение на мяч).

Старший дошкольный возраст:

-«Мячи разные несем», «Перебрось мячи», «Охотник и утки», «Вышибалы», «Мяч капитану, соседу», «Помощники Деда Мороза», «Школа мяча»,  «Сбей кеглю, мяч», «Попади в кольцо, обруч», «Вызов по имени», «Стоп!», «Назови детеныша, фрукт, дерево, любимое блюдо», «Съедобное-несъедобное», «Гонки мячей», «Передал-садись», «Горячая картошка», «Воевода», «Горячий мяч».

В дошкольном возрасте дети воспитываются и развиваются через игру. Невозможно заставить ребенка играть в мяч. Лучше подобрать такие игры и упражнения, которые покажут детям интерес и красоту игры с мячом, будут интересны, доступны и понятны. В разном возрасте эти игры будут разные, у них будут разные цели и задачи.  Придерживаясь принципов постепенности, доступности, систематичности и усложнения, играя в игры, можно добиться хороших результатов по овладению детьми навыков удерживания, передачи, бросания, ловли, отбивания мяча. 

В наше время информационных технологий, загруженности детей и взрослых, всеобщей гиподинамии, мяч –  одно из лучших средств переключиться и поиграть. Играйте с детьми, узнавайте и придумывайте новые игры и тогда ваше свободное время и время ваших детей будет потрачено с пользой, ведь мяч – лучшая игрушка для ребенка!

 

Воспитатель: Косматова Татьяна Валентиновна