Что скрывают детские страхи?

Когда мы становимся взрослыми, нам начинает вдруг казаться, что детство – «золотая пора», что оно «безоблачно» и «беззаботно». Видимо, слишком быстро мы забываем, что далеко не всё было так уж гладко: случались и огорчения, и неудачи, и обиды… и, конечно же, в нашей душе жили страхи.

О страхе принято думать в негативном ключе, однако на самом деле нет ни одного психически нормального человека (ни взрослого, ни ребёнка), которые ни разу в жизни не испытывал бы этого чувства.
Страх – столь же естественная психическая реакция, как и радость, удивление или боль. Страх основывается на инстинкте самосохранения, он выполняет важную работу: предупреждает об опасности и включает механизмы защиты, удерживает от безрассудных и импульсивных действий.

Страх всегда бывает вызван, с одной стороны, наличием опасности – настоящей или выдуманной, с другой – нарушением чувства безопасности («от этого никто меня не защитит!»). Когда мы говорим об опасностях, нужно понимать, что обычно на 90% они являются нашими фантазиями, «страхами страхов», беспокойством о том, что может или могло бы теоретически случиться, однако пока не произошло. Такие страхи называются невротическими. Их отличие от реальных, вызванных конкретными причинами, - в том, что на самом деле они являются игрой воображения и не помогают, а скорее разрушают нас. Особенно это касается малышей, которые вообще живут в мире полусказки-полуреальности и все, что рождается в их голове, воспринимают всерьёз.

Подавляющее большинство детских страхов проходят и обусловлены возрастными особенностями. В норме все страхи не продолжительны, проходят практически бесследно и не возвращаются и уж, конечно, не должны кардинальным образом влиять на поведение малыша и его взаимоотношения с окружающим миром. Сложности начинаются, когда ребёнок испытывает слишком сильное чувство страха, которое продолжается чересчур длительно или вспыхивает слишком часто – тогда малыш и вся его семья попадает в зависимость от этого чувства, нарушается нормальная жизнь в социуме и даже изменяется характер ребёнка.

Возраст имеет при этом большое значение, и существует даже своеобразная «поэтапная» классификация наиболее типичных детских страхов. Наибольшее их количество наблюдается у детей 3-5 лет, а максимальная интенсивность ощущений приходится на возраст 6-8 лет.

Существенную роль играет и семейная, а также социальная ситуация, в которой живёт и воспитывается ребёнок.

Больше остальных подвержены страхам:

дети из психологически неблагополучных семей, где постоянно происходят конфликты и отрицательный эмоциональный фон, тяжёлая моральная атмосфера уже стали привычными;

дети чересчур строгих, бескомпромиссных и требовательных родителей (в таком случае малыши боятся и отца, и мать, и наказаний, и совершить ошибку – словом, у них постепенно формируется «комплекс отличника»);

единственные дети в гиперопекающих семьях (где над ними так трясутся, что ребёнок пронимает собственной «неисчислимой ценностью» и начинает, вслед за взрослыми, относиться к себе, словно к мимозе в хрустальной вазе);

дети мам, слишком рано вышедших на работу (разрыв эмоциональных связей с мамой, самым близким и родным человеком, дающим ощущение безопасности, произошёл преждевременно, когда малыш ещё не был готов к этому – и последствия остаются надолго);

дети родителей, которые развелись в так называемой эдипальной фазе, т.е. в возрасте 5-7 лет, когда должна была произойти идентификация ребёнка с родителем своего пола (нехватка второго родителя приводит к дезориентации в социуме и также плодит различные страхи, связанные с общением и чувством защищённости);

«поздние» дети, родившиеся у родителей 35-40 лет и старше (мамам и папам в этом случае свойственна в той или иной форме «фобия утраты ребёнка», которого так долго ждали и на которого возлагаются большие надежды – соответственно, и ребёнок опасается их не оправдать);

дети тревожных родителей, которые и сами страдают от каких-либо страхов.

Причины появления и закрепления страхов у детей можно условно разделить на две большие группы:

психическое неблагополучие самого ребёнка (заболевания психики или «ослабленность» нервной системы малыша);

тревоги, вызванные неправильным поведением родителей (неадекватная реакция старших на детские страхи, наличие страхов у них самих, неблагополучные отношения в семье, излишняя строгость, эмоциональная холодность, жесткость по отношению к ребёнку).